Окт 20 2009

Чеченская республика. Республика Дагестан.

0 Flares 0 Flares ×

      Выделил эту поездку в отдельный пост, хоть она и укладывается в рамки Кавказской поездки, но оказалась чертовски насыщенной и любопытной.

15 сентября. День 13. Нохчийчоь.

      23.30. До отправления поезда ещё 3,5 часа. Скоротать их мне помог зал ожидания Мин.Вод. Спать хотелось сильно, я улёгся. Через час меня разбудила какая-то тетка с в форме ржд, я спросонья подумал "чё за дела? сейчас примут!". Но она всего лишь заявила, что зал ожидания платный, стоит 10 руб. Я внес сию лепту в благосостояние РЖД и снова уснул. В 2:30 я проснулся, как раз объявили, что 686 подан на хз каком пути. Я пошёл искать состав, искал минут 10, потом спросил у товарища, мирно шатающегося по перрону, где поезд. Пришлось спрыгнуть с платформы и пройти через 4 пути, прежде чем я нашёл состав. Он стоял за товарняком, поэтому его видно не было. Поезд состоял из старого ВЛ-60 и двух вагонов-плацкартов. Во втором вагоне я обнаружил странного вида проводницу, она показала мне вагон. Вагон был уже наполнен на 2/3 спящим народом, что показалось мне странным - поезд только что подан, и был местного формирования. Ближе к отправлению народ постепенно начал прибывать и я решил найти свое место, оно вскоре обнаружилось.

      03.06. Точно по расписанию отправились. Минут 10 я сидел и пырился в окно, но ничего узреть там не мог - темно, хот глаз коли. Взял у проводницы постельное белье и расстелился, сразу уснул. Через три часа проснулся от шума - разлепил глаза - оказалось в вагоне народу огого сколько! Плацкартный вагон превратился в общий, на одной плацкарте в некоторых купе сидело по 4 человека. Я присел, тут же на мою сидушку хотел усесться какой-то товарищ, но я место не уступил и улегся спать дальше.

03.06. Точно по расписанию отправились. Минут 10 я сидел и пырился в окно, но ничего узреть там не мог - темно, хот глаз коли. Взял у проводницы постельное белье и расстелился, сразу уснул. Через три часа проснулся от шума - разлепил глаза - оказалось в вагоне народу огого сколько! Плацкартный вагон превратился в общий, на одной плацкарте в некоторых купе сидело по 4 человека. Я присел, тут же на мою сидушку хотел усесться какой-то товарищ, но я место не уступил и улегся спать дальше.
       Дремал. Спал. Опять дремал. Состав перецепляли за всё время раза 3, сейчас шли на тепловозе. Остановки были каждые минут 15-20. В 10.30 остановка в Аргуне. За Аргуном, на доп.путях, на открытых платформах стояло немалое количество бронетехники - БТРы. Иногда встречались боевые расчёты, окопавшиеся около путей. Рядом с жд переездами тоже иногда встречались блокпосты. В 11.00 остановка в Гудермесе. В 11.30 долгожданный Грозный. Вышел с вокзала, даже не завоевав внимания милиции, сразу пошёл к магазину. На кассе я сначала не понял, что ко мне обратились по-чеченски. Но русский здесь знают все.

      Перекусив, я отправился искать дорогу к центру города. По карте казалось не больше 2 километров, я спросил несколько местных, вскоре вышел к главной мечети. Это, конечно, грандиозное строение, громадное, с четыремя роскошными, высоченными минаретами. Я перешёл перекресток у поста ДПС и вышел на территорию мечети. Здесь всё опрятно - постриженные газоны, ни соринки. Вход на территорию оказался один - через металлоискатель, через него я и прошёл. На входе мной заинтересовался охранник, но поняв, что я мирный дал благословение на вход.

Внутренний двор оказался не менее величественным и красивым, чем само здание мечети, куда я зашёл, пройдя через двор. Снял обувь у входа и прошёл через ещё один металлоискатель. Стоял, разинув рот минут 10, очарованный восточными красотами. Узоры, убранство... С небес меня спустил ещё один товарищ, которого заинтересовала моя поясная сумка. Он тоже оказался стражем храма и попросил меня оставить сумку у входа. Я оставил, почему нет?
Немного посидел, осмотрел храм, заснял немного в цифру и двинулся дальше. Дальше - это в сторону центрального рынка. Карта мне ничего вразумительного не сказала (нет-нет, это не географическо-топографический кретинизм, я с картами нормально управляюсь, однако эта карта представляла собой лишь план города, без обозначений и достопримечательностей). Навигатор тоже сотрудничать со мной не хотел, так как там был лишь общий план города. Снова я поспрашивал местных. Путь прошёл через здание гор.администрации, на нём растянуты 2 плаката - угадайте кто? Конечно, Ахмад и Рамзан Кадыровы. За администрацией, свернув налево
, надо было перейти дорогу, но желания у водителей пропустить меня начисто отсутствовало. Кое-как перебежал. Минут через 10 дотопал до рынка, он напоминал крепость - вся торговая площадь огорожена двухэтажным зданием по кругу, также играющим роль торговых площадей. Входов в эту крепость оказалось предостаточно.. Ничего примечательно на рынке не нашёл. Почти пройдя весь рынок, я увидел ЕЁ. Она была прекрасна, хорошо сложена, аккуратна. Как похабно бы это ни звучало - я купил её. Тюбетейку из бардового бархата. Как раз на выходе с рынка располагался автовокзал, что мне и было нужно. Автовокзал оказался пригородным, а я собирался уехать в Махачкалу. По совету диспетчера сел в маршрутку №1, чтобы доехать до западного автовокзала. Жара просто адская, а ещё называется бархатный сезон. Хорошо, хоть место у окошка попалось. Дворами выехали уже к знакомой мечети. Дворы, кстати говоря, очень хорошо описываются Лермонтовскими строками: "Смешались в кучу кони, люди".  Водят здесь отчаяно, я в этом позднее ещё не раз убедился. Сейчас водила слегка жарил, по проспекту мы ехали 100 км/ч. Дорогу постоянно перебегают огалтелые пешеходы-смертники. Таким экспрессом через 15 минут я был на автовокзале. Судя по карте, это где-то в районе Черноречья. На вокзале ничего хорошего меня не ждало, ибо автобус на Махачкалу ходил один в день, транз. из Кисловодска, и прибывал он только в 16.30, т.е. через 2,5 часа. Диспетчер сказала, что он, к тому же, запаздывает. Зато подсказала, что мне лучше в таком случае добраться до автостанции "Минутка" неподалеку отсюда. Доехал на маршрутке №7, это был благовидный Ford Transit. Вышел по совету бабульки на непонятной остановке, прошёл через какие-то трущобы прям к автовокзалу. Но и здесь ничего похожего, вроде автобусов на Махачкалу не было. 3 маршрута уехал утром и до сих пор не вернулись. Я сел на маршрутку до Хасавюрта. Через 10 минут маршрутка наполнилась народом, пришла бабка и собрала дань со всех. Тронулись. Проехали Аргун, Гудермес. Драйвер снова свирепствовал - я не помню момента, когда стрелка спидометра опускалась ниже 80 км/ч. Место у меня было прям за водительским сиденьем, так что я воочую наблюдал за всей лютостью здешних дорог. Не раз на дороге встречались военные колонны - замыкающими были бронированные "Уралы" , между ними ехало от 4 до 6 бтр'ов.  Но и здесь наша газель не тормозила. По каменистой обочине водила жарил 110, внутри трясло как в тракторе. Да и вообще,  я не думал, что газель с 14 пассажирами может стабильно ехать 130 по прямой и почти 140 с горки.
Притормозили только на границе Чечни и Дагестана. Погранец в броне с АКМ заглянул в салон и ушёл.
     
На въезде в Хасавюрт начались пробки. Я про них уже и забыл. Даже отрадно - не в Москве единой). Минут через 10, потолкавшись, проехав мост, водитель всех выпустил, сказав, что пешком мы дойдём быстрее. Сразу на автовокзал я не пошёл, решил прогуляться по городу. Зашёл на рынок - это прям-таки восточный базар. Развалы, в основном продуктовые, шум, гвалт. Здесь же проезжая часть, оккупированная пешеходами. Мне даже этот городок стал симпатичен за его разбитые дороги, обшарпанные низкие дома, суету. Но дорога зовёт - с рынка я вышел к автостанции, где сел на Ford Transit до Махачкалы. Поехали дальше. Путь до Махачкалы ничем интересным не запомнился. Водила снова был суров, жарил 120 стабильно, за окном были степи, немного поросшие травой. 
      Так, к 18.00 я въехал в Махачкалу. На въезде стояла стелла "Махачкала", за ней блокпост, весьма серьезный, с огневой точной и военными в броне. Всё это огорожено мешками с песком, рядом стоит БТР. За этим постом маршрутка встала в пробку. Я счёл лишним стоял в ней и вышел. Как раз на пути показался автовокзал, взял билет на завтра до Кисловодска в 17.55. Надо было озаботится ночлегом, для этого сначала надо было съездить на вокзал, узнать есть ли там комнаты отдыха. Справившись у аборигенов, сел в маршрутку №17. Ж.д. вокзал оказался в другой части города, что позволило мне вкратце осмотреть город из окна газели. Интересно, что здесь в маршрутках деньги за проезд принято отдавать в конце поездки. O tempora, o mores!
     У вокзала я вышел, тут же случилось приключение. Я подошёл к постовому без задней мысли. Хотел спросить о гостиницах поблизости и о наличии банкоматов. Информацию я получил, но взамен служитель порядка захотел лицезреть мои документы. Пока жандарм смотрел паспорт, я заметил, что дядя в маске, стоявший неподлёку у кпп, рядом с памятником Махачу Дахададзе,  держал меня на мушке. Хоть и навскидку, но неприятно. Милиционер предложил пройти в отделение, благо это оказалось через дорогу. Я ничего против не имел, напрягало только то, что скоро солнце сядет, а я хотел засветло ещё в море покупаться. господа милиционеры слегка удивились, узнав, что я просто путешествую здесь, но посмотрел мою поясную сумку и убедившись, что я не представляю общественной опасности отпустили побыстрей. Ещё и рассказали, как пройти к городском пляжу.
      Сначала я зашёл в гостиницу рядом с вокзалом, но там номера начинались от 400р, считаю дорого за ночь. На вокзале же предложили место в 4х местном номере за 200р. Остановился здесь, оставил свою поясную сумку и пошёл на пляж. Чтобы выйти к пляжу, надо было перейти пути внизу у вокзала, а тут, как назло приехал поезд Москва-Баку, если мне память не изменяет. Пришлось обходить состав. Наконец я вышел к морю! После такого дня это было просто прекрасно, занырнуть в море. Несмотря на то, что никто не купался, солнышко садилось, а вода была прохладной, это было прекрасно. Я сделал несколько заходов. Оделся, ещё с полчаса посидел на набережной. Пошёл к вокзалу, там зашёл в кафе, покушал. Около 10.00 лёг спать.

16 сентября. День 14. Дагъистаналъул Республика.

      Хорошо поспав, утром, около 8, я покинул гостиницу. Погода стояла гнусная, в отличие от вчерашней солнечной тёплой, сейчас лил дождь. Но всё ещё было довольно тепло. Судя по набежавшим тучам, всё это мракобесие затянется на весь день, а может и больше. Я сразу отправился на Родопский бульвар, находившийся неподалеку от вокзала. Своим появлением он обязан болгарским строителям, которые восстанавливали Махачкалу после земля трясения в каком-то волосатом году. Постарались строители на славу, бульвар действительно красив. Походил здесь, пофотографировал, посмотрел на море. Но купать в такую погоду особого желания не было. В 9 я покинул бульвар, дальше мне была интересна ещё одна достопримечательность - гора Тарки-тау. До неё gps показывал 4.9 километра, поэтому я решил пойти пешком. Шёл переулками, через проспект Ленина, опять переулками к кинотеатру, оттуда уже вышел к подножию. Пут на гору оказался не так уж прост, но из-за угла подъёма, а из-за того, что всё подножие было просто усеяно домиками и постройками. Приходилось искать небольшие переулки и лазейки между участками и заборами. Вот так потихоньку, уровень за уровнем понимаясь наверх. Таким образом я вышел к кладбищу, по тропинке которого, да простит меня Аллах, прошёл ещё выше. угол нарастал, но особого труда подъем не доставлял. Я долез до последнего рубежа - скал, метров 15-20 высотой, выветренных. Поскольку ни одной души в округе я не наблюдал, то спрятал под огромным камнем свои вещи и полез наверх налегке, взяв только фотоаппарат. Быстро залез. Наверху вид открывался просто прекрасный - несмотря на лёгкий тумал, отсюда было видно всю Махачкалу, город-спутник Каспийск, да и само Каспийское море-озеро представало в полной красоте. Ещё здесь, паслись козы). Налюбовавшись, я полез вниз. Почти спустившись, я совершил глупость, мне свойственную - наступил на мокрый камень, лежащий под хорошим углом. Конечно, сразу полетел вниз. Немного прокатился по склону, всё обошлось. Только испачкался немного и промок окончательно. Дальше спускался уже другим путём, бегом. Через трущобы, иначе их не назовёшь.
В итоге поднимался я около 1.20, а спуск занял 20 минут. По пути узрел центральную мечеть, которую хотел посетить. Опять зарядил дождь, я укрылся в кино, так как времени было достаточно, решил посмотреть "Рок-волну" (80руб).. Зал оказался один, зато какой! По-моему на 820 мест, капитально!  Народа практически не было, я уселся в центре. А потом и улёгся, сняв обувь и протянув ноги на впередистоящее кресло. Тут опять не без приключений. Я не заметил рядом сидевшего охранника, который оказался недоволен моим лежачим положением. Это конечно было наглость, я извинился. Просто слегка устал и промок, поэтому расслабился и развалился. Охранник оказался молодым аварцем лет 20, предложил мне покинуть зал, на что получил отказ. Позвал ещё какого-то сотрудника, но убедить им меня не удалось, уж сильно фильм интересный был. После фильма я, покидая зал, почувствовал какие-то недоброжелательные взгляды. Впрочем, обошлось.
      Выйдя из кино я направился к мечети, отсюда это заняло 10 минут ходьбы. Мечеть оказалась также немаленьких размеров, менее торжественная, чем в Грозном, но всё же очаровывающая своим внутренним убранством. Провел здесь 15 минут. Продолжил движение в сторону, а чёрт её знает, какую! Искал, где бы покушать, скоро нашёл. В кафешке с обслуживанием покушал за 80 руб. ( суп, второе, компот, хлеб). Удивлен. Настроение и силы после еды кардинально поправились. Я пошёл в сторону моря. Вышел на знакомый уже Родопский бульвар, оставил его в стороне, уйдя на пляж. Нашёл какой-то пенопластовый блок, сделал из него сидушку и уселся на береговой линии, опустив ноги в воды. Это запомнилось, как ничто другое в этой поездке - ни мечети, ни горы. Иногда полчаса спокойного созерцания воды для меня в такой обстановке - лучше всего, что я только мог бы пожелать.
      Так, к 16 часам я начал путь к автовокзалу. Я не торопился, поэтому часть пути хотел пройти пешком. Надо сказать, сделал правильно. Идя по дороге к морпорту, заметил щенка, беспрестанно бегающего и скулящего около канализационного люка, накрытого бетонной плитой. Сначала я не придал этому значения и прошёл мимо, но пройдя метров 20 оттуда, захотел проверить. Вернулся. Оказалось, что под плитой, в канализации, ещё один щенок. Наверное упал. Или кто-то его сбросил и прикрыл плитой. В общем я еле-еле скинул эту хреновину с люка, спустился и достал щенка. Он выглядел измученным, но не исхудалым. Я - спаситель). А если честно, если б я знал, кто это сделал с щенком , я б его так же скинул. Нехорошо-с.  Щенок, тем временем, обнюхал своего брата и убежал с ним в неизвестном направлении. Пошёл дальше, время уже было около 17, стоило поторопиться, поэтому я, опять прибегнув к помощи аборигенов сел на газель, которая домчала меня до автовокзала. Я вышел чуть раньше, так как здесь опять образовалась пробка. До отправления оставалось 20 минут, я потратил их с пользой - зашёл на рынок. Он здесь довольно большой, так, что пока я ходил по рядам, подошло время отправления. Купив покушать в дорогу, я вышел на автовокзал, прямо к автобусу, им оказался старый Икарус 256 бело-зелёной расцветки. Отправляться он пока не собирался. Водитель сказал, минут через 15 поедем. Как раз есть время покушать. После трапезы залез в автобус, нашёл своё место. Оказалось в середине салона, у окна. Только вот спинка была сломана - она держалась только в крайнем откинутом положении. Впрочем, это даже хорошо оказалось, скоро уселась бабка, которая всё требовала, чтобы я поднял спинку, а то у неё безразмерное пузо не вмещается. Пришлось объяснить, что никак нельзя!) Минуты за 2 до отправления в салон влетел высоченный мужик, под 2 метра ростом, худощавый калмык лет 50. И надо же было такому случиться, что его место соседним с моим. Простора было не так уж и много, а тут ещё он уселся и чуть не произошёл со мной коллапс. Притом он сразу уснул. Нет, даже вырубился. Так быстро не засыпают. Автобус тронулся, через несколько минут уже ехал по "бакинке", трассе Ростов-Баку, в моём случае наоборот: Баку-Ростов.) Ехали вдоль моря, километрах двух от него. Видимость была хорошая, так как рельеф отсутствовал. А точнее - представлял что-то наподобие астраханских пустынь. Степь, с малым количеством растительности и какими-то корявыми, невысокими деревцами. Скоро солнце село и стало скучновато пыриться в окошко, я потихоньку стал кимарить. Около 23 была остановка в Кизляре. Объявили 40 минут, стояли около часа. Делать в потемках было нечего, я немного прошвырнулся по окрестностстям. Здесь надо быть засветло. Город славится своим коньячным производством, а также делает славное холодное оружие.
      В 12 отправились дальше. Началась культурпрограмма, включили телевизор, поставили dvd с каким-то фильмом, уже не помню, хотя и досмотрел до конца. После фильма уснул. Проснулся от какой-то суеты, оказалось - блокпост, граница респ.Дагестан и Ставропольского края.. А значит, всем личностям мужского пола надо покинуть автобус и перейти пост пешком, отдать на проверку паспорта. Проверку прошли все и, сев в автобус, поехали дальше. Я опять уснул. Проснулся уже в Минеральных водах, где стояли 10 минут. Я вышел подышать воздухом, оказалось бодряще прохладно. Через обещанные 10 минут отправились в Пятигорск, стояли полчаса, у меня уже была идея поехать на электричке, чтоб столько не ждать. Но не стал. Следующая остановка - уже родные Ессентуки, я вышел, время - 06.20.

Сухой остаток.

      Вся поездка оказалась занимательной, несмотря на временные лимиты, я посмотрел все, что хотел в этих городах. Грозный мне представился не таким уж и грозным, каким его представляют СМИ. Ситуация там действительно напряженная, но не более того. Народ - добродушные люди, никак не проявляющие агрессии к путешественнику. Можно рассчитывать на понимание и помощь. Махачкала - я полюбил этот город, так, как любят родного человека, он  мне показался уютен и красив, в нём я чувствовал себя так, как будто приехал сюда к себе домой. Надеюсь побывать в этих прекрасных краях ещё раз.

0 Flares Twitter 0 Facebook 0 Google+ 0 0 Flares ×