Сен 24 2010

Кольский 2010 — Часть II — Хибины

0 Flares 0 Flares ×

Я снова в Кировске. Пришлось уехать с Хибин на день раньше запланированного… Видимо, сюда окончательно пришла осень – дождит, притом сильно, уже дня четыре. Все бы ничего, но в горах в такую погоду не сильно радостно: штормит на перевалах, в низинах поливает дождь, на горы нахлобучились тучи, словно мохнатые шапки. И все же я кое-что успел увидеть, немного походить и поснимать.

О том, как прошла эта неделя, попробую изложить.

День 1, суббота.

Кировск – база КСС “Куэльпорр” (вело)

Я покинул гостиницу в 11.30 и поехал на Олимпийскую ул., где прошлым днем разведал книжный. Хотелось обрести карту Хибин, хотя у меня и имелась генштабовская 500-метровка, я думал найти что-нибудь схематичное. Увы, сего в магазине не нашлось, зато обнаружился прокол в колесе – первый за всю поездку. Оказалось, это длинная стекляшка, около сантиметра длиной пробила зубастую резину, камеру-прокладку под ней и, собственно, камеру. Встаю на шиномонтаж за ТЦ, за полчаса управился, заодно поменяв тормозные колодки: задние вперед – они сильно и неравномерно источились (еще на Рыбачьем что-то херакнуло по калиперу, но я не обратил внимания, итог – небольшой перекос). Калипер я теперь подровнял, хватает нормально; с задними колодками ахтунг – до подложек немного осталось. Ремонт окончил и поехал по навигатору в сторону грейдера, ведущего к базе МЧС. Начался длинный спуск, скорость временами – за 50, дальше, конечно, меньше, но стабильно 27 км/ч едется почти до бот.сада. МГУ. Дальше – грунтовка и набор высоты. Недолгий, но весьма крутой. Минут за 10 взобрался и начал спуск. Туда-сюда снуют грузовики – здесь неподалеку разработан рудник “Кукисвумчорр”, вот они оттуда руду и возят на АНОФ (апатито-нефелиновая обогатительная фабрика, их несколько – в Кировске и Апатитах; из этого сырья потом фосфатные удобрения сотворяют).

Кстати, о способе разработки рудника: в свое время, чтобы не колупаться с разной техникой, здесь просто шарахнули промышленный ядерный заряд. Атомную бомбу, проще говоря. Небольшую, маломощную, не мудрствуя лукаво – шарахнули. Инфы о последствиях и результатах никакой, впрочем, – все в порядке – рудник разрабатывается, радиации нет.

До поворота на рудник идет хорошо накатанная грузовиками грунтовка, после отворотки – грейдер, но после пароварской дороги (о которой я писал в первой части), это – хайвэй. По нему, под хороший уклон я за час с небольшим поехал до базы.

База КСС “Куэльпорр” – это обитель спокойствия в центре Хибин. Представляет собой несколько домиков для туристов (непридирчивых), гостиницу (для придирчивых) и домик-базу МЧС. Здесь всегда есть дежурный спасатель, у него – связь с большой землей (сотовая связь ловит только с высот более 700 - “МТС”, “Мегафон”, “Билайн” – мало где). На базе можно зарегистрироваться – в основном для тур.групп, для безопасности. Одиночкам – крайне советую, однако надо быть готовым к некоторому “недоброжелательному” отношению – в горы одному ходить не стоит.

въезд на базу “Куэльпорр”:

DSC06293

Об удобствах на базе – про гостиницу ничего сказать не могу (вроде там есть душ, кровати, постираться можно); я же заселился в тур.домик – внутри нары, печка, электричество. Довольно комфортно. Мыться – в речке (Кунийок). День – 300 р. (С меня почему-то 250 взял –  не сезон, может).

Я закинул вещи, пообедал и пошел на прогулку. Конечно, просто так неинтересно – полез на г.Рисчорр. Подъем начал с южной стороны, спускался траверсом по северной части цирка. Уложился за 2.5 часа (высота 1070 м на карте). Дошел до базы – как раз время сготовить ужин. Остаток вечера я просидел над картами, думая, куда бы сходить на пару дней. За пару часиков кое-что накидал и лег спать.

День 2, воскресенье.

база КСС – долина ручья Петрелиуса – пер. Петрелиуса вост. (883 м, 1А) – г.Юдычвумчорр (1201 м, н/к) – долина р.Малая Белая (ночевка)  (пешком)

По будильнику встал в 8.30, позавтракал, оставил велосипед и ненужные вещи у спасателя и в 10.30 вышел на маршрут. По знакомому грейдеру я вскоре свернул вправо, перейдя вброд р,Кунийок и пошел по азимуту в направлении перевала Петрелиуса вост. Вскоре вышел к ручью Петрелиуса – здесь оказывается есть грейдер! – знать бы раньше =). Потопал по нему, через некоторое время начался подъем на перевал. С этой, северной стороны, подъем не слишком сложен – осложняют его лишь погодные условия: у начала подъема моросил дождь и дул встречный вечер, превратившиеся наверху в мелкий град и шквалистый мордник. На перевале облачно, град сменился дождем, сильный ветер – как в аэродинамической трубе. Устраиваю привал за большим камнем – косой дождь сюда не достает, ветер обходит стороной. Делаю небольшой перекус – халва с конфетами; одеваю флиску, мембранные штаны и куртку с шарфом – погода диктует. Спуск куда как более крут, нежели подъём: углы до 40 градусов – такие прохожу аккуратно траверсом, помогая деревянными треккинговыми палками, взятыми на базе

перевал Петрелиуса вост., южная сторона:

DSC06387

Спуск не занял много времени – в скором времени я подошел к подножию г.Юдычвумчорр – самой высокой горы в Хибинах (1201 м) – пусть и немного, зато самой =).

В лоб не лезть не стал – решил пойти немного по периметру, ища более удобное место для подъема. Еще через полчаса оно было найдено, я взял самые необходимые вещи (одежду, навигатор, мобильник, налобник), а рюкзак спрятал в камнях у подножия – зачем тащить его наверх? Время начала подъема приблизительное – 16.20, на вершине – 18.00. Ещё почти час я бродил по вершине – они (вершины) в Хибинах вообще по большей части платообразные – а здесь, на Юдычвумчорр – можно долго гулять.

схематичный вид с Юдычвумчорр

Северная оконечность обрывиста, переходит в цирк, зато отсюда открывается хороший вид – на долину ручья Петрелиуса, реки Кунийок; видно (в подзорную трубу) базу КСС, оз.Гольцовое; с западной оконечности видно оз. Большая Имандра - над ним сейчас сильные ливни. Пока я гулял по вершине неожиданно солнышко соблаговолило выползти из-под непроглядных туч – но ненадолго, минут на 10. Успел сделать некоторые фото; нашел точку вершины:

DSC06423  DSC06407

DSC06415

Около 19.00 я начал спуск, и, надо сказать, очень вовремя: наволакивало очень грозные тучи. Спуск был конечно, побыстрее, чем подъем, но не легче. Несмотря на дождь и ветер, я изрядно вспотел спускаясь по каменным опадкам; пару раз упал, оступившись о скользкий камень. Внизу я быстро схватил рюкзак и подрапал в сторону озерка, увиденного с горы, на южном берегу Малой Белой. Торопиться было уже почти некуда: снаружи мокрый от дождя, внутри от пота; довольный; сопли по полметра. Я перешел реку вброд и встал неподалеку в небольшой ложбинке – верная защита от ветра, свирепствующего здесь. Главное, чтобы ночью не залило.

Первым делом поставив кипятиться воду для ужина и чая, я поставил палатку, закинул все вещи и стал трапезничать. Дождь и ветер уже не имели никакого значения: я кушаю. Правда, вот незадача: забыл нож (или посеял).  Пришлось изобретать – банка консервов была вскрыта велосипедным мультитулом =).

Покушав, нырнул в палаку, раскидал вещи (насколько это возможно в однушке; впрочем, даже носки куда повесить – нашлось место) и уснул.

День 3, понедельник.

Долина М.Белой – ущелье Рамзая (650 м, н/к) – долина р. Поачойк – хребет Пачвумчорр (перелаз) – дорога до базы КСС – база КСС  (пешком)

Среди ночи я пару раз просыпался от порывов ветра, но сразу засыпал. Окончательно проснулся по будильнику в 9.30. Спальник оказался промокшим в ногах от скопившегося конденсата, вещи, оставленные сушиться – совсем не высохшими, даже еще более отсыревшими. Я протер палатку изнутри полотенцем – хоть капать перестало. Вылез из палатки за водой – вот холодина, блин! – и залез обратно в мокрый спальник. Уж лучше так. Всем известно, в особенности, тем кто имеет опыт зимних ночевок: утром вылезти из спальника – катастрофа. Организм еще спит, кровь не забегала как надо. Косяк.

Кое как извернувшись, приготовил кашу и горячий чай в палатке, меж тем на улице снова зарядил дождь. После завтрака потеплело, душа оттаяла и стало решительно все равно, сколько там за бортом градусов. По-быстрому собравшись, одев все сырое (из практики: сохнет всегда гораздо быстрее на теле), почапал к ущелью Рамзая. И снова радуют неопреновые носки – иду в них без кроссовок по тундре, в ногах хоть и сыро, но тепло. В общем, маст хэв в осенних и весенних походах по слякоти с бродами. На подъеме к ущелью пришлось, конечно, обуться – дальше снова каменная распадка. Подъем совсем несложен, я на него быстро взобрался пролез ущелье.

DSC06455 DSC06465 DSC06458

За ущельем меня ждал небольшой отрезок хз. По карте можно было слиться до оз.Малый Вудъявр вдоль долины р.Поачйок и оттуда выйти на уже знакомую дорогу к базе. Но делать такой крюк мне не хотелось – нафиг оно надо, когда дорога – вот она – за хребтом Поачвумчорр, тем более, что был виден очевидный “перелаз” около 800 м высоты с весьма пологим подъемом. “Ну” – думаю - “попробовать надо”. Только спустился вниз – наволокло тучи, не видно ни черта. Куда лезть, где взбираться? Верный способ – забраться выше облака. Ну или хоть попробовать. Я полез на Поачвумчорр севернее запланированного места, взлет здесь покруче, пришлось снова попотеть, зато наконец взобрался выше облака. Правда, оно через 20 минут рассеялось =). Пошел траверсом к перелазу, и, простите, охерел: скалолазание в мою программу не входило. Впрочем, глаза боятся – ноги делают; назад пути нет. Полез по крутому склону вниз. Не сколь он крут, как со стороны кажется; здесь главное неудобство – местами зацепиться не за что, да и скользко. Потихоньку-потихоньку я одолел опасный участок – это всего 1/3 верхнего взлета, дальше проще. Траверсами, небольшими спусками я оказался внизу. Раза три на спуске упал, несильно. (Граждане, не лазьте по этому склону без крайней необходимости; по крайней мере без кайла или кирки какой-нибудь.) Такой спуск я внизу, под слабый дождик, отметил горячим чаем с остатками халвы и сушек. Дальше оставалось 10 километров до базы: я вломил и через полтора часа уже сушил вещи у себя в комнате.

DSC06479

День 4, вторник.

база КСС – оз.Щучье – оз.Гольцовое – р.Куна - база КСС (вело)

С утра снова непогодит, поэтому не тороплюсь, разгребаю фотки, читаю. Но не весь же день торчать в избе. Решил сделать небольшую радиалку: съездить на Гольцовое, заодно разведать дорогу на Имандру.

Неспешно вкручиваю, я скатился к озеру Щучьему и встретил экологов – добродушную тетушку и пару ребят-студентов, по-видимому. На буреломинг я изначально не рассчитывал, но как обычно, чем дальше в лес – тем… закончите сами. Оказалось, что просто так к Гольцовому не подобраться: надо идти вброд. Или по говнам. Нет, по мне – уж лучше вброд. Поискав обходные пути и обильно измочив ноги (на этот раз неопреновые носки я не одел не надеясь на такую радость, как броды – о чем пожалел).

Брод представлял собой два участка, разделенные островком (есть пара фото с середины брода, с островка):

в одну сторону:

брод1

в другую:

 брод2

Собственно, сложности в преодолении брода нет никакой: надо найти фарватер и идти по нему. Вот только я стал чистоплюйствовать: снял кроссовки, носки, штанины закатал – дошел до островка и околел. Вода – хороша! Аж ноги сводить начинает. Второй участок оказался сложнее: фарватер никак не мог найти – половину прошел, а дальше – все глубже и глубже, далеко выше колен уже ушел. А ноги то уже одеревенели. Пришлось возвращаться. По коже разлился здоровый румянец – хороший знак =). Но третий такой заход не осилю. Одел носки, кроссовки, штанины опустил – всяко теплее; вдруг смотрю – ломит грузовик – да это ж геологи, которые в соседней комнате со мной живут, они тут разные исследования проводят. Они, как правило, часов в 10 утра уезжали, а сегодня утром у них что-то с дизелем случилось – выхожу утром на крыльцо, а там бензонасос на молекулы разобрали, прочищают. Вот видно, починили, теперь на своем трактороподобном дизеле с кузовом торопятся. Надо отдать должное их транспорту – метровые броды он брал, как лужицы.

И вот я, значит, стою на этом островке с велосипедом, и мимо меня, как мимо Робинзона с Пятницей проезжает, словно корабль, этот грузовик – водитель с пассажирами недоуменно смотрят на меня, а я смотрю, как они проедут брод и идут потом по их фарватеру. Дело сделано =).

Вышел к Гольцовому. Место действительно красивое, только вот ехать вдоль берега не получается: то вид красивый попадается, по ручей глубокий – надо вброд переходить, то глубокая галька – не проехать. Иду – еду – иду. Вскоре встретил пару туристов, мужчину и женщину средних лет. Мы поздоровались, они меня на чай пригласили, я сказал, что на обратном пути заеду – все равно скоро возвращаться, а сейчас редкий момент без дождя – можно пофотографировать. Я проехал еще несколько километров, до речки Куны и повернул обратно, снова по берегу Гольцового. Завернул к ранее увиденной паре, поболтали. Они тоже москвичи, приехали в отпуск, здесь побудут, потом в Териберку поедут.  Я кое-что поузнавал про интересные места, рассказал про поездку на Рыбачий и мы попрощались. Я поехал на базу.

DSC06523 [50%]

DSC06520 [50%]

DSC06531 [50%]

День 5, среда.

база КСС – р.Рисйок – перевал сев. Рисчорр -долина р.Каскаснюнйок – перевал Умбоозерский – р.Партомйок – база КСС

база КСС – р.Рисйок – перевал сев.Рисчорр – р.Рисйок – база КСС  (пешком)

С утра снова льет дождь, не на шутку разгулялся ветер и все же около 10.30 я выходу на маршрут. Задумал несложную радиалку. Знакомой дорогой мимо водопада иду по долине Рисйок, набираю высоту. Скоро оказываюсь у перевала сев. Рисчорр, начинаю подъем. Облачность очень высокая, сильный дождь. Почти забравшись к перевалу(по gps высота – 815 м, очень близко), отказываюсь от дальнейшего подъема: видимость сильно ухудшается, с перевала наволакивает тучу; ветер очень силен. В одиночку решаю не рисковать, спускаюсь и неспешно возвращаюсь на базу КСС. Фото не делал – дождь не прекращался ни на минуту.

День 6, четверг.

база КСС – Кировск (вело)

На удивление – нет дождя. Хоть доеду сухой. К 9 ко мне зашел спасатель – мы рассчитались; дособиравшись, я вскоре выехал. Путь обратно занял чуть больше – около двух часов. В Кировске – солнце, хоть и облачно. Снова заселился в “Спорт”. Завтра ночью на поезд и домой.

[/fusion_builder_column][/fusion_builder_row][/fusion_builder_container]

0 Flares Twitter 0 Facebook 0 Google+ 0 0 Flares ×