Июн 30 2011

Карпаты

0 Flares 0 Flares ×

Часть ll

Карпатьска пiсня

Carpathian’s song

День 4.

ночевка – Косовская поляна – перевал – Рахов – ночевка за Квасами

Поскольку уснули мы вчера (уже сегодня) весьма поздно, подъем был не ранний. Народ начал выползать где-то к 8.30. Вчера хозяин базы рассказал, что неподалеку есть источник минеральных вод и три секвойи. Конечно, мы захотели найти эти интересности, но не удосужились узнать их точное местоположение. Хорошо хоть направление узнали. Полтора часа пролазили мы по окрестным склонам, но так не солоно хлебавши вернулись. Зато хлебнули кваса в кафе. Собрали лагерь и, попрощавшись с гостеприимным хозяином, отбыли.

Решилась небольшая дилемма - каким путем ехать в Рахов: асфальтом, около 30 с небольшим км, либо грунтами – это в половину меньше, но с перевалом и красивыми видами. Поехали по грунтам – ура!

Некоторое время дорога идет без явного набора, то спускаясь, то поднимаясь оврагами и приводит в пгт Косовская поляна. Это очень большой поселок! Не сразу верится, но население – более 4000 человек. Сему есть объяснение – поселок находится в широком ущелье, дома расположены повсюду – и внизу, и на склонах гор. Из Косовской поляны должен начаться подъем на перевал по военной дороге, асфальтированной в 1939 году. Подъем сразу заставил спешиться – угол таков, что ехать не представляется возможным. Странно мы выходили на эту дорогу - трек проходил практически по участкам здешних жителей. Верный путь нам подсказала девченка, возвращающаяся из школы. Так она бодро вышагивала, что мы (по крайней мере я) еле успевали за ней. На вопрос: «Какова будет дальше дорога?», услышали: «А вот туда вам, дорога будэ дальше дужэ поганая». Заинтриговала, нечего сказать.

И впрямь, 10 минут спустя начался такой подъём, что пот с меня лился рекой. Скорость – 2 км\ч. Я вполз, отдышался и помог затащить байк Оле. Перекур, блин.

Следующие несколько часов – я не помню точно сколько – было нелегко, но очень, очень красиво! Дорога, местами сильно потрепанная, все поднималась и поднималась вверх, увлекая каждым витком серпантина нас к вершине перевала. Местами нас поливал дождь, но не сильно. Вот внизу, уже где-то далеко – Косовская поляна, вот – дивные взгорья и долина промеж них, укутанная дымкой тумана. Тепло и душно. Выходит солнце – жарко.

На этом тяжелом подъеме проявилось удивительное свойство Леши – грузовой лосизм. Он, со своими 80-литровыми велоштанами, весящими, наверно с половину меня, очень быстро скрылся от нашего взгляда. А, да – кассета у него неполноценная, нет больших звездочек, вроде шоссейной. На одном из витков я притормозил, спрятался под бугром и начал готовить чай – ну а куда торопиться? Вскоре приехали Ян с Олей, а ними – вкусности к чаю. Полдник!

Лешу мы застали чуть выше, сидящим на солнышке. Говорит, мол, какая погода и полянка! Здесь бы лагерь разбить, постоять!.. Видимо, сидел он здесь давно… J

Уже казалось, что перевал приведет нас прямиком к вратам небесным, но нет – вот он и подошел к логическому перевалу. Начался спуск. То, что происходило дальше – тяжело описать, вкратце – 5 часов страданий и 20 минут радости. Спуск очень красивый, я сначала то и дело останавливался пофотографировать, но потом бросил это дело – есть же позади едущие зеркалочники J. Дорога – неплохой грейдер, впрочем, я едва ли объективен – все-таки еду на подвесе. Спуск завораживает. Пасмурно, но солнце пробивается сквозь непогоду, с окрестных гор сползают тучи. Внизу – Рахов. Так, кажется далеко ещё до него! Захватывает скорость – порой несешься за 50, забыв, что сзади висит еще консольный багажник. На одном из поворотов у меня слетает велокомпьютер и одновремененно третья звезда системы цепляет за переключатель и перекашивает его. Как так вышло – черт его знает. Благо, заметил сразу, оттормозился. Нашел компьютер в кустах, поправил железяки и стал ждать ребят. Пять минут, шесть… семь – либо я так улетел вперед, либо они фотографируют. Потелел дальше. Начался лес – тут дорога хуже освещена, приходится изо всех сил напрягать зрение, чтоб не убраться.

Тут ещё один прикол: вылетаю, значит из-за поворота, набираю скорость, и вдруг гляжу – собаки. Прям посреди дороги. Они, не будь дуры, перепугались и деру. Одна, с каплей мозгов, сиганула влево за обочину на склон; вторая – не имея столько мудрости, - галопом вперед. Никогда не знал и не думал, что собаки за 45 км\ч бегают! Выбора у животной особо уже не было – на такой скорости уйти влево значит вписаться к крутой склон, прыгнуть вправо – улетела бы под откос. Так она и бежала несколько десятков метров передо мной, пока не прыгнула в кусты у появившего слева дома. Я, простите за циничность, все это время был просто раздираем гомерическим гоготом! Так это все смешно смотрелось!

Так вот довольный и веселый, с соплями, развевающимися по ветру, я спустился в Рахов. А ведь буквально четверть часа глядел на него с такой высоты! Вид у меня был, конечно… все говны, что остались после дождика были сейчас на мне и велосипеде. Спустя 10 минут подъехали остальные ребята. Почище. Ян с помощью салфеток вообще так отчистил байк, что будто не с нами был J.

Меж тем, часы, беспристратно отмеряя время, показали 18 с хвостиком. Вот это да! А проехали около 16 километров – зато каких! Ух…

Ну, дальше что говорить – следует обед. Кафе… кхм… «Кооперация». Сначала нам принесли благородный хлеб. С плесенью. Нет, дякуем, – себе оставьте. Попросили принести нормального – официантка побежала в соседний магазин J.

Рахов, должно быть интересен, но время – эта субъективная, придуманная нами величина, - все шла, торопя нас. Около моста через Черную Тису у Яна начало спускать колесо и, пока он с ним возился, завязался разговор с группой из трех туристов. Один из них, очень энергичный дядечка, просто разразился потоком информации – я не успевал обрабатывать весь его поток. За двадцать минут он рассказал столько, сколько подчас за пару часов не перетрешь. Про окрестные горы, хребты и их походы, досторимечательности и советы. Я, честно говоря, забыл их имена и город обитания.

За Раховом трасса идет по глубокому ущелью меж гор, вдоль долины Черной Тисы. Ехать приятно - рельефа почти нет, виды красивые - показалась гора Близницы, венчающая Свидовецкий хребет. Виден снег у верхушки. На противоположном, восточном берегу Ч.Тисы проходит железнодорожная ветка - ночью здесь пойдет “раховоз”, местный поезд Львов - Рахов. Пути проходят по живописному склону над рекой, изредка ныряя в тоннели. Все б хорошо, только время поджимает - ищем ночевку, но ничего путного нет.

Въехали в село Квасы - недавно я про него статью в “Geo” читал. Вживую не так интересно выглядит, как в журнале. Здесь надо денек побыть, с местными жителями пообщаться, поглядеть все...

Снова нас преследует злой туристический рок, - не видно хороших мест для стоянки, приходится все ехать и ехать вперед. Смеркается. У дороги встретился какой-то кемпинг, и пока я ездил на разведку (и ничего не нашел), ребята нашли какого-то местного жителя на велосипеде (верней назвать это - самоходная рухлядь), который взялся сопроводить нас до “хорошего места”. Место оказалось полянкой на склоне у дороги, не слишком удачное, но что делать - уже темно, выбирать не приходится. Решаем остаться здесь. “Гид” попросил за услуги 20 гривень на бутылку - я сильно возмутился и хотел уже бить морду, но обошлось. Недовольный, он уехал восвояси.

Полчаса спустя лагерь был поставлен и мы мирно пили чай. И пусть место неудобное, и пусть усталость смыкает глаза - мелочи все это. Как прекрасно что мы здесь такой хорошей компанией!

День 5.

ночевка за Квасами - Ясиня - Лазещина - Яблунецкий перевал - Ворохта - КПП - турбаза “Заросляк”

Наутро Ян приболел - поднялось давление, высокий пульс и головная боль. Не понять, почему же так. Может, вчера на перевале продуло...

Собираемся, к 11 выкатываемся на трассу. Дорога все так же продолжает радовать: почти нет рельефа и живописная долина Ч.Тисы. Въезжаем в Ясиню. Как гласит табличка на въезде: “Витаэ вас в Ясине - столице гуцульской республики”. Гуцулы - это такая немногочисленная этническая группа украинцев, проживающих в Карпатах.

Ясиня расположена в красивой долине - не очень глубокой, как Рахов. В Рахове чувствуешь себя как в крепости, окруженной горами, словно стенами; в Ясине - глаз никуда не упирается, раздолье!

Мы сделали пару остановок, купили ништяков на перекус (а завтрак-то был всего час небольшим назад - вах, что делает свежий воздух и велосипед с организмом) и заехали в аптеку, - Ян получил в аптеке дозу допинга супротив мучавшего его недомогания. Я же в это время любовался местными девчонками - сегодня последний звонок и все они нарядные и светятся своей здоровой молодостью.

За Ясиней начинается село Лазещина, откуда идет одна из дорог на г.Говерлу - но мы идем другим путем. Начинается Яблуницкий перевал. Длинный монотонный подъем. Леша, как водится, отрывается и вскоре исчезает из виду. Я тоже еду не сказать, чтобы медленно, но и не ломлю. Мимо еле-еле проезжает грузовик, пытаюсь догнать его у зацепиться за кузов - но тщетно, не успел. Истекая потом, продолжаю подъем.

...Словно оазис среди пустыни, мне, как изнуренному жарой и солнцем путнику, видится родник. Может это мираж? Нет, действительно источник минеральной воды - видно табличку “джерело” (“источник” - укр.). Торможусь, набираю в колодце водички. На запах своеобразный... тухлыми яйцами отдает. Похожую воду я в Кисловодске пил, “сульфатный нарзан”, если не ошибаюсь. На вкус - нормально, да ещё и прохладная.

Пока я прохлаждался, подъехали Оля и Ян, что делать - видимо, чай на подъеме на перевал уже становится традицией. Прости, Леш :).

Оно и едется опосля чая и небольшого отдыха легче и веселей: глядишь, и мы уже въезжаем на верхушку Е..., простите, Яблуницкого перевала. Здесь проходит граница областей: Закарпатской и Ивано-Франковской. В последней обнаруживаем скучающего Алексея. Фотографируемся, покупаем сувениры на базаре рядом и летим вниз.

Спуск, конечно, приятен! Оканчивается он в Татарове, но по инерции мы ещё до самой Ворохты держим хороший темп. Въезжая в Ворохту, внимание сразу привлекает большой трамплин для прыжков на лыжах. Только не понятно нам было, а где ж приземление происходило? Казалось, что прям в реку, проходящую ниже.

Искренне веря, что дальше - легче, мы устроились на обед. Обкушались, что спаси господи. Я даже бокал “Бастардо” со всем прочим пропустил. Но не хлебом единым мы живы - пора в путь. Закупившись в магазине, поехали через Ворохту, - надо сказать виды местами открываются прекраснейшие!

Скоро дорога дала отворот направо - нам как раз туда. Небольшой уклон, хороший асфальт и приятная солнечная погода - благодать! Мы с Лешей поменялись велосипедами. Впечатления... давно я не ездил на хардтейле. Посадка просто лежачая, непривычно. Алексей вообще удивился, как комфортно в моем байке, мол, как на диване.

Подъехали к КПП, я зашел на разведку. С четверых взяли 100 гривень. Протягиваю паспорт, а оттуда вылезает муравей – вот подлец-то. Вторые сутки уже тут едет.

От КПП до Заросляка – 8 километров. Но каких! Пологий в начале подъем вскоре сменяется монотонным тягуном по грейдеру. Вокруг – умиротворенный лес, слева – бурная река, все это хоть как-то отвлекает от вкручивания. Алексей снова исчез… ну лось! Я тоже оторвался от Яна с Олей, пошел своим темпом.

Не помню, сколько так мы ехали: может час, может полтора… Ближе к финишу – тогда я этого не знал – я разумно спешился: ну а зачем крутить, когда скорость ниже пешеходной? За очередным поворотом, на финишной, стоял Леша. Ну, вместе веселее!

Около базы мы перевели дух и договорились оставить на ночь велосипеды в подсобном помещении. Скоро подоспели Оля и Ян, - я взялся тащить байк Яна наверх, оставив его помогать Оле.

Лагерь разбили у речки, прямо в самом начале тропы на Говерлу. В деревянном домике-беседке J. На наше счастье, этот вечер ознаменовался прекрасным событием – на базе мы посетили горячий душ! Отмылись, отстирались… прекрасно! Пока ждали своей очереди, нам рассказали, что эта база сейчас переживает не лучшие времена: изначально спроектированная как спортивная, она не находит в полной мере своего применения сейчас. Спортсмены здесь – не частые гости, все больше – лыжники и сноубордисты в зимний период. С уст повествующего, в советское время бывали случаи, что бухгалтерию в туалете размещали, до того мест не хватало спортсменам…

Разомлевший душой и телом, после душа я ощутил что здесь весьма прохладно. Не удивительно: солнце заходит, высота – около 1200 м н.у.м. Но прохлада приятная, свежая-горная. Чувствуется постоянный поток ветра. Спать легли все в одной палатке-трешке.

День 6.

пешая радиалка по хребтам:

база «Заросляк» - г.Говерла (2061) – г. Брескул (1911) – г.Пожижевська (1822) – метеостанция – база «Заросляк»

 

Сегодня праздник для, простите, задницы – неходовой день. Идем на высшую точку Украины – гору Говерла. Чувство времени я уже потерял, не помню во сколько встали и вышли. Наверно, около 10-11. За час до старта мимо нашего лагеря проехало двое велосипедистов, один на подвесе, другой – на хардтейле. Что-то донеслось до моих ушей на заморской мове – не разобрал поначалу. Но к этому мы вернемся позже.

Мы неспешно начали подъем. А спешить и вправду было некуда, - вчера было выдвинуто предложение сделать сегодня полудневку после спуска, но вопрос до сих пор висел в воздухе. А значит – спешить не надо J.

Тропа начинается от «Заросляка» и набирает высоту по лесной зоне. Земля фактурно переплетена корнями мночисленных деревьев, слева шумит небольшая, но бурная и чистая речка – я набрал в ней воды в гидратор.

Через час хода, а может чуть больше, зона леса обравается, - начинается кедровый стланник. Местами он достает почти до пояса, но благо здесь проторено множество тропинок, ибо ломить по этому стланнику – занятие очень энергозатратное. Еще немного выше растительность заканчивается – начинается полонина. То есть ратительность наличествует, но это в большинстве своем трава. Открываются восхитительные виды она окрестные горы, - погода способствует.

Вообще, надо сказать, с погодой нам невероятно везет. Карпаты славятся своей низкой облачностью и количеством осадков. Но вот уже довольно давно, по словам местных жителей, дождей не было – сушь. Лишь только на перевале к Рахову нас слегка подмочило – и всего-то.

Проходим небольшой снежник – он еще не растял, и растает ли? Прохладно, несмотря на на ясное небо, по ощущениям – градусов 7. Ветренно, как же иначе.

За снежником выходим на небольшое плато, сразу в глаза попадают могилы сорвавшихся альпинистов. Как я понял, сорвавшихся зимой.

Леша снова изчез из виду, но теперь все пространство вперед отлично просматривалось – его не было видно. Значит, отстал немного.

Чем ближе к вершине, тем круче подъем. Я оторвался, иду бодро. Шаг – вдох, шаг – выдох, иногда беру небольшие траверсы. Буквально в ста метрах от вершины догоняю одного из байкеров, он часто останавливается отдышаться. Подхожу, предлагаю помощь и мы тащим байк вместе.

И вот она - вершина! Второй байкер меня поприветствовал, - оба они чехи, англоговорящие, - мы немного потрепались обо всем подряд, они попросили их сфотографировать. Получаю Canon 500D с кэноновским 17-85 USM - блин, и не страшно же с собой им на такие спуски его брать! Я рассказал парням историю об утоплении своей альфы и получил искреннее сочувствие :).

Десятью минутами позже меня поднялся Алексей и через некоторое время - Оля и Ян. Любуемся видами. Видна г.Петрос - вот она рядом, пройти по хребту и ты на второй по высоте точке Украины. Черногорский хребет как на ладони - погода способствует. Солнечно, но, конечно, не жарко. Ветренно, и он, ветер выдувает все посторонние мысли, ненужные и забивающие голову понапрасну. Лишь одну он навевает, свою, Карпатсткую песню:

Blow winds... rage, blow!
You sulph'rous and thought-executing fires,
Vount couriers oak-cleauing thunder-bolts,
Singe my white head! And thou allshakihg thunder,
Strike flat the thick rotundity o'th' world;
Crack nature's mould, all germins spill at once,
That make ungrateful man!!!
I tax not you, you elements, with unkindness!
I never gave you kingdom, call'd you chitdren;
...Then let fall
Your horrible pleasure!.. Here I stand, your slave,
A poor, infirm, weak and despis'd old man!

 

У. Шекспир «Король Лир»

 

Чехи вскоре попрощались с нами и поехали вниз. Позже мы их увидели на склоне соседней г.Брескул. А спуск, надо сказать, - очень техничный и непростой. Ребята дают жару.

Мы довольно долго тупили на вершине: устроили перекус и просто сидели наслаждаясь видами и приятной усталостью. Фотографировались. Здесь растет удивительно красивый рододендрон. Нежно-сиреневый….

Спускаться решили иным путем: прошли по хребтам гор Брескул и Пожижевськой и спустились на метеостанцию, от которой дорога быстро довела нас до базы. Леша объявляет: 11 км с набором в 1 км. Хорошо.

Все же мы решили не оставаться около базы ещё на одну ночь. Вещи уже собраны; мы забрали байки из гаража-котельной, кою нам предоставили под хранение. Длинный спуск, который мы вчера одолевали несколько часов, пролетели минут за 20.

Но все не так просто оказалось с поиском ночевки. Первые поиски привели к тому, что я, ища речку, шумевшую вблизи, сорвался и улетел с внезапно оказавшегося подо мной каменного склона в оную речку. Случилось все весьма неожиданно – почва ушла из-под ног. Благо, летел я на заднице и до воды не доехал. Но все равно пришлось мыться и стираться потом.

Снова день уже близился к окончанию, а мы только искали место под лагерь. Но в этот раз нашли его засветло. Устроились, разведали чистый ручей, откушали и легли опочивать.

 

 

Продолжение

0 Flares Twitter 0 Facebook 0 Google+ 0 0 Flares ×