За снегом в архангельскую область! Вандыш → Фоминский, лыжный ПВД.

За снегом в архангельскую область! Вандыш → Фоминский, лыжный ПВД.

В один из самых обычных будних дней, меня посетила мысль, что скоро целых три выходных дня, а планов до сих пор нет. Как так вышло – я не знаю... Всегда планирую заранее, а тут упустил. День был вторником 16 февраля, и надо было решать быстро. Больше всего захотелось сходить в лыжный ПВД. Подмосковье для этой цели явно сейчас не подходит – последний месяц то и дело стоят плюсовые и околонулевые температуры, снежный покров превратился в плотный наст и лед – я совсем не был уверен, что будет хорошей идеей провести ПВД в Подмосковье или сопредельных областях.

В наш информационный век, если даже не включать мозг, можно в любом поисковике найти много полезной информации о состоянии погоды. Лучше, конечно, брать качественные первоисточники информации. Полезную информацию можно найти в на сайте Росгидрометцентра, НИЦ «Планета» и белорусского портала meteoinfo.by. На нем есть полезная во всех отношениях карта глубин снегового покрова. Быстренько проанализировав ситуацию, прикинув и поразмыслив, посмотрев билеты, да еще и увидев акцию РЖД, я накидал трек от станции Вандыш до станции Фоминская, что на юге Архангельской области.

Идея была проста: оперативно организовать такой маршрут на два дня, чтобы до точки старта можно было легко и недорого добраться ночным поездом, стартовать без заброски такси, сразу с поезда. И еще одна ремарка: ПВД должен быть одиночным. Странный пункт, да? Но мне он таким не кажется. Я давно не ходил соло, и соскучился по таким походам. Я далеко не мизантроп, и чаще ходу с группами, чем в одиночку. Однако групповые и соло-походы нельзя сравнивать – они разные. Просто разные. Спросите Райнхольда Мессера, почему он соло восходил на Эверест через северо-восточный гребень? Нет, я не в кое случае не сравниваю себя с Месснером. Просто у каждого их нас свои причины любить одиночные вылазки. Мне нравится быть наедине с природой, например. Но что-то я отвлекся...

Как ни хороши и привлекательны зимние маршруты по Кенозерью, но поезд до Няндомы, потом заброска до Каргополя и далее выходит минимум на 4, лучше на 5-6 дней. Нет, не тот вариант. Надо чтобы маршрут был довольно простым, так как времени на его изучение и тщательное планирование не было – разберемся на месте. Кстати, в тот вторник была акция у РЖД, и взял плацкарт на фирменный №315 Москва - Северодвинск туда и обратно за полцены.

Тем временем, длинная рабочая неделя закончилась, все отгуляли предпраздничный рабочий день и только я задержался, чтобы вечером сесть поезд и отправиться в увлекательное путешествие за хорошим в снегом...

Утром я сошел на станции Вандыш, накинул рюкзак, встал на лыжи... И на окраине поселка обнаружил лыжню! Сказка!

Лыжня снегоходная, но по широкой ее части, которая оставлена гусеницей, идти очень удобно, мои широкие лыжи в нее отлично помещаются. В лесу снега полно, хорошего качества.

Вскоре лыжня вышла на дорогу Вандыш – Волошка, по ней я проехал несколько сотен метров, и снова ушел в лес, по лыжне вдоль реки Вандыш. Кстати, «вандыш» – это собирательное понятие для описания группы рыб.

Лыжня недолго вилась вдоль реки, и ушла в лес. Местами, она была как широкое шоссе: но ехать по такому шоссе отнюдь было не удобно. Зверье натоптало троп, и на одном таком участке длинной всего в пару километров я ковырялся с час... Спешившись, я уходил в снег выше колена, так что лучше уж на лыжах, чем так.

По плану трека, я должен был выйти к реке снова, у слияния рек Вандыш и Волошка. Лыжня вывела меня ровно к этому месту. Дальше я собирался идти по пожням вдоль реки, но на них оказалось много снега, и идти было очень тяжело, я спустился на реку и пошел по ней.

Река – большая простыня. Лед довольно толст, можно идти пешком не задумываясь, а на лыжах подавно. Снега было около 10 сантиметров – лыжи скользят не очень, но зато можно активно отталкиваться палками, что упрощает ход. На реке в этот день видел одного рыбака, но далеко стороне. А лунок много, я насчитал пару десятков и забил.

Местами встречаются промоины, там где мелко и на быстринах. Вокруг лед толст, все спокойно обходится по реке, или вдоль берега.

Зато можно зачерпнуть воды!

Пройдя около 12 километров, я решил вставать на ночевку. Забрался на берег, вытоптал уютное местечко у ельника, немного откопал его. Рыть до земли нет смысла, достаточно скопать слой рыхлого снега сверху. Лапника я накидал скорее для домашнего уюта, чем для тепла. Еще это полезно для того, чтобы на дно палатки не намерзло льда – все-таки в палатке теплее, чем на улице, может быть даже выше нуля, из-за этого потом придется тащить весь этот лед на себе. Лапник помогает избежать этого.

Полчаса – и теплая ламповая палатка приглашает внутрь:

Тем временем темнеет... Я поужинал, жду вечерний чай, топлю снег...

После ужина полтора часа я еще читал электронную книжку – моего спутника в любом походе и поездке. Около 20.30 уснул...

Спал... Спал долго, проснулся минут за 40 до будильника, около 07:20, то есть проспал почти 11 часов. Ночью было около -6...-8, но я в своем спальнике сжарился, расстегнувшись ночью и частично вылезши из него. Зверья, судя по следам, в прямой видимости палатки не бродило. Лабаз для съестного на ночь я не делал, поленившись. В качестве мер предосторожностей у меня с собой была только сигнальная ракетница и охотничий нож.

Ближе к 10 утра выхожу на маршрут. Встречаю пару рыбаков, узнал что они с Фоминского, говорят туда дорога идет... Пара километров по реке, потом выхожу на берег и ухожу в лес.

Через несколько сотен метров обнаружил охотничью избу. Внутри печь, нары – годный вариант для ночевки. На треке это место отмечено.

Иду дальше, действительно, везде накатанная дорога. С одной стороны, удобно – лыжня, с другой – здесь шла лошадь с санями, и лыжня местами сильно побита копытами.

Кое-где дорожка выходит на окраины болот, что немного разнообразит пейзаж:

Кое-стали появляться сосны:

Кое-где – лыжня идет прямо посреди пустоши:

Вокруг – болота:

Еще немного разнообразия внесло солнце, впервые показавшись из-за туч. Ненадолго.

Ближе к 15 часам я финишировал на станции Фоминская. Рановато, пришлось пару часов ждать поезда, благо рядом был колодец, я приготовил чай и в пуховике спокойно уселся в углу рядом стоящего дома, почитывая книгу. Зал ожидания на станции, увы, закрыт. В 17:15 я погрузился в фирменный Северодвинск – Москва и уехал домой.

Во такой блиц-ПВД вышел. Вероятно, кому-нибудь пригодится мой опыт, и он захочет повторить что-то подобное.

Трек: