Карелия. Часть I – путевые заметки и фото.

Выкладываю с опозданием – в пути то не было времени, то не ловился интернет..

*----------------------------------------------------------------------------------------------------------*

За последнюю неделю много интересного произошло. Мы стартовали из Москвы в Петрозаводск на поезде 8 вечером. В Петрозаводске делать особо нечего, только погулять по набережной. В этот раз Танюша составила мне компанию в поездке:

Из Петрозаводска мы решили ехать автостопом в Кемь. Вышли на трассу поздно, около 15.00, поэтому проехали немного, только до Медвежьей Горы. Вдобавок погода начала портиться, мы нашли живописное место прямо в черте Межвежьегорска и разбили лагерь. Рядом была шивера, я в ней утром даже купался, пригретый солнцем.

Дальше мы немножко подвисли на Сегежском повороте. Но ненадолго, вскоре нас подобрал шустрый УАЗик прямо до Кеми. В целом ехали шустро и в Кеми оказались около 18.

Из Кеми мы доехали до Рабочеостровска, взяли билеты на утро на кораблик до Соловков и разбили лагерь близ поселка. Смотрели отлив и объедались, но мошка загнала в палатку.

Утром мы сели на “Василия Косякова” – небольшое суднышко, идущее на Соловки. От большой земли остров отделяет порядка 40 километров, время в пути – 2 часа. Погода… ну что сказать? север, море. Прохладно, ветрено, влажно. То солнце посветит, то дождь польет. Небольшие волны.

В Соловецком порту – солнце. Мы оставили рюкзаки и сходили на обзорную экскурсию (3 часа) – нам очень понравилось. Рассказывают, конечно, не сильно вдаваясь в подробности и обо всех периодах соловецкого кремля.

Макет кремля:

Внутри все очень классно обустроено в экскурсионном плане:

Проход по стене сквозной, т.е. можно пройти по всему периметру, за исключением одного участка, – кремль активно реставрируется и проход сейчас перекрыт.

Наша экскурсовод:

Все тот же проход по стене. Видны окошки – бойницы, изначально крепость была именно крепостью, для защиты от нападений шведов. Есть легенда, что шведы высадились на островах Кузова, невдалеке от Соловков и так долго стояли там, что превратились в камень.

Еще на крепость нападали англичане, но не смогли зайти в бухту – слишком большая осадка была у их кораблей. Они обстреливали стены кремля из пушек, но, в итоге, поняв бесполезность затеи, ушли не солоно хлебавши.

Соловецкое восстание – значительное событие в истории Соловков. Разногласия из-за реформы Никона привели к вооруженному восстанию, осада длилась 7 лет. Подробнее – на вики.

Чайка с биркой на лапке:

После экскурсий мы пошли на остров Большая Муксалма, где очень хотелось увидеть дамбу – мост. От поселка Соловецкий до нее идти порядка 10 километров.

Надо обратить внимание, что на Соловках действует особый режим противопожарной защиты, в связи с которым установка палаток и розжиг костров в лесу запрещен. Нам очень не хотелось вставать в большом централизованном лагере. Мы немного поплутали в поисках лесника, но не дойдя даже до лесхоза получили от местного дядьки заверение, что все у нас будет в порядке и никакое разрешение на установку палатки в лесу вне установленного места можно не брать.

Дорога на Муксалму – разбитая грунтовка, местами болотиста, и надо её обходить, но везде проходима. Очень много народа на прокатных велосипедах ездит.

Дамба соединяет Большой Соловецкий остров и остров Большая Муксалма. Она выстроена вручную монахами соловецкого монастыря… не перестаю удивляться, видя такие рукотворные сооружения. Длина – 1100 метров.

Так и не искупались мы в Белом море. Прохладно и ветрено! хоть и солнце…

На ночевку мы вернулись на Большой Соловецкий остров, на озерцо. Озер, к слову, только на Большом Соловецком насчитывается около 500. Включая Анзер, Муксалму и Заяцкий – 600. Очень много озер соединены между собой искусственными каналами.

Наше озеро было с коричневым цветом воды и пронзительно лазурево-синим зеркалом. Воды прохладна и бодряща. Хоть здесь, но мы искупались.

А вечером был штиль. Идеальная гладь:

Утром следующего дня было пасмурно. Но сидеть весь день в палатке скучно и невозможно, да и е для этого мы сюда приехали. После завтрака мы пошли исследовать берега озера. Не более часа занял неспешный обход топких берегов, и мы пришли к выводу, что озеро имеет форму… сардельки! “Сардельярви” назвали мы его между собой =)

Через десять минут зарядил дождь:

Осмотром берегов не окончилась наша экспедиция. Мы пошли дальше, на Муксалму. По пути просили хорошей погоды у чего-то сейдо-тотемического:

Вечером небольшой туманец:

А утром – та пронзительная лазурь зеркала, о которой я писал выше:

В следующей части будет возвращение с Соловков и холоднючий туманный рассвет на реке Кеми и… много интересного!

А пока мы едем на поезде обратно в Петрозаводск. Танюша спит, я пишу пост.