Карелия. Часть II – путевые заметки и фото.

Как правило, во все поездки я беру нетбук и gprs-модем, чтобы выкладывать интересное по пути, но в этот раз как-то все очень плохо со связью – то её попросту нет, то слишком медленна, то жж колбасит. Все выкладываю с опозданием в полторы недели.

*----------------------------------------------------------------*

Наше небольшое карельское путешествие продолжается. Утро в Кеми было натурально морозным. Вылезши из спальника я просто был скован холодом, пальцы отказывались слушаться. Туман стелился густой пеленой над рекой Кемь. Не было видно не то, что другого берега, - не было видно воды, десятью метрами ниже текущей. Будто старуха Лоухи, не на шутку рассердившись, напустила непогоду.

Через час взошло солнце и понемногу разогнало все это безобразие.

 

Мост в никуда. Словно в царство Маналы проход.

  

Дальше объектив запотел и снимать стало невозможно, хотя кое-что выходило:

Засвет на запотевшем объективе:

Эти фотографии делались уже на бегу, так как долго провозившись со сборами лагеря, мы  теперь еле успевали на поезд. Наш шаг напоминал спортивную ходьбу. Вспотевшие и запыхавшиеся, мы все-таки успели за несколько минут до отправления.

Наш поезд, Мурманск – Харьков, на самом деле – сборная солянка. Каких тут только вагонов только нет! В Гомель, Одессу, собственно Харьков… Наш вагон оказался почти пустым, проводница заняла нас расспросами о путешествиях. Через полчаса я и Таня уснули. Через пару часов я проснулся и уже не мог уснуть до Петрозаводска.

Побыв несколько часов в Петрозаводске, мы уехали в самые настоящие дебри поездом Петрозаводск-Костомукша.

Ночью мы высадились на ст.Гимольская. Прохладно. Темнота. Друг друга в двух метрах хрен разберешь. Отсюда нам предстоял путь на гору Воттоваара. Таксист предложил подвезти прям к горе, но мы отказались – решили прогуляться в такую прекрасную лунную ночь. Идти порядка 25 километров. Дорога оказалась хорошо проходимой для пешехода и нескучной.

За восемь с небольшим часов путь был проделан с несколькими небольшими привалами на отдых. Мы разбили лагерь на западном склоне горы, у небольшого скалистого обрыва близ озерца. До вечера спали, отдыхая после дороги.

Путь к горе. Слева и справа – болота, дорога для пешехода отличная. Если ехать на машине – лучше, конечно, на внедорожнике.

Воттоваара – длинный скальный кряж, протянувшийся с юга на север более, чем на 5 километров. На вершине – “мертвый лес”: скрюченные и причудливо завернутые деревья, сушняк. Но это все выглядит отнюдь не страшно и жутко – много зелени и разноцветной растительности оживляют картину. Хотя в пасмурную погоду…

 

Большинство туристов едут на Воттоваару, чтобы увидеть ритуальный комплекс на юго-восточном склоне горы, состоящий из множества сейдов – камней, стоящих на “ножках-подпорках”, “лестницы в небо” и колодца – прямоугольно вырезанной в гранитной тверди ямы с идеально ровными краями. Мы себе такой цели не ставили, сейдов не нашли, да и не старались. На горе интересно просто побывать и посмотреть необычную для глаз обывателя природу.

SONY DSC

Происхождение сейдов объясняют двумя теориями: либо это естественно созданные геологические структуры в результате деятельности прошедшего здесь ледника, что кажется неправдоподобным из-за положения камней. Многие из них объединены в “группы”, стоят на определенных склонах. Вторая теория определяет сейды как искусственно созданные ритуальные святилища лопарей (саамов) – народности, жившей в этих краях искони.

Так или иначе, все это занимательно. Много разного народа ездит на эту гору, кто-то фотографирует, кто-то просто отдыхает, но… хватает и разных чудиков вроде магов, шаманов и прочих, ищущих “силу”.

Еще с горой Воттоваарой связано название “Смерть-горы” и история гибели партизанского отряда И.А. Григорьева в годы Великой Отечественной войны. Большинство источников утверждает, что “Смерть-гора” отстоит от Воттоваары приблизительно на 5 километров (высота 264,9).

На обратном пути нас подвезла машина, спася от сильного дождя. Мы хоть и порядочно промокли, но все же не отказались от предложения схалявить почти десяток километров. Так как до поезда оставалась еще куча времени, мы обжили беседку у магазина в Гимолах и познакомились с замечательными людьми, здесь живущими. Продавщица магазина оказалась очень милой женщиной, а её муж, Александр – организует экскурсии на Воттоваару. Если кому будет интересны подробности и его телефон - пишите в личку.

Александр провел почти всю жизнь здесь и отлично знает местность, а главное – мы вдоволь посмеялись и наслушались здешних историй про гору и вождение по ней разных чудиков.

Так вот незаметно пролетели часы до поезда. Мы распивали чаи, слушали истории, рассказывали. Потом нас подвезли до станции – спасибо за помощь!

Таня вообще влилась в общий пейзаж и “настроение” горы:

 

Дальше – заключительная часть: Северное Приладожье – Сортавала, Петербург и домой, в Москву…