Кольский 2010 – Часть I

Россия 18 сент. 2010 г.

clip_image001

Я пропал на некоторое время – время небольшое, но сколь огромное для меня! Сколько всего пришлось увидеть, удивляться и поражаться многим обыденным, казалось бы, вещам… Закончена первая, основная, часть Северной велоэкспедиции – я вернулся на «большую землю». Вероятно, я мог бы обновлять блог и чаще – несколько раз сеть ловилась – но плотный график движения никак не позволял этого сделать: движение – жизнь (Северная правда). Итак:

День 1.

Прибытие – Титовка – Н.Титовка – хр. Муста-Тунтури – перешеек (ночевка)

Ночью Карелия, младшая сестрица Мурманской области, закончилась: Кандалакша. Я проспал, нет - проснулся, но лень было выходить: я был этой зимой здесь. Вышел в Апатитах (6 с хвостиком утра) – прохладно, градусов 7, вестимо. Вскоре проехали Оленегорск. Я стал потихоньку собираться. Засобиралась и моя соседка на нижней полке: бабушка на восьмом десятке лет, милейший человек – вчера мы с ней ввечер разговорились. Единственное только меня волновало: бабуля никак не засыпала в поезде. Уже как сутки сидела у окошка. Даже проводница заволновалась – но ничего упрямую не убеждало.

В Мурманске эту бабушку встречала дочка – она согласилась подбросить меня до Триал-Спорта и потом до автовокзала, но сначала мы завезли бабку и помогли разгрузиться ей (к слову сказать, старая везла с собой полтонны коробок – все нарощенное за лето в огороде Тверской обл.) Искомого, а именно тормозных колодок в оном магазине не нашлось, Люба (дочь бабули) довезла меня до автовокзала. Большое спасибо за сии труды!

Как было разведано ранее, автобус на Заполярный/Никель отправлялся в 13.30 – то бишь через полчаса. Время скушать купленные десятью минутами назад свежее творожное печенье с вкусной ряженкой, которая пробилась в пакете и залила собой все печенье… Ну не выбрасывать же – так даже вкуснее, и плевать на косые взгляды ожидающих пассажиров (голодные наверное). В автобус я загрузился, не сразу, конечно – пришлось немного помудрить; и вот – мы едем!

После поезда болела шея, в автобусе эта боль усугубилась – нет, я не продул ничего – просто все время сидел в пол-оборота и шея затекала =) Потому что смотреть… кто был на Кольском, тот знает… Моя остановка через пару часов: Титовка; перед ней – проверка документов (читай – паспортов). Сейчас проезд свободный, парой (а может тройкой) годов ранее – здесь надо было иметь пропуск, заранее добытый в управлении ФСБ по Мурманской области. Как хорошо, что бюрократические издержки позади: я в Титовке. Вылезаю, начинаю собирать велосипед. Ко мне подошел водитель автобуса, завязался разговор. Он сразу: «На Рыбачий?». Оказалось он тоже любит покатать (шоссейник), а главное – тема Рыбачьего ему близка, более: он знаком с М.Орешетой!

Минут через 40 транспорт был собран, я покатил в в сторону Новой Титовки. Раньше здесь была дорога – не дорога, хрен знает что. Черт ногу сломит. Сейчас – вполне накатанная грунтовка аж до Большого Озерка. Сил еще куча – я ломлю вперед, изредка останавливаясь пофотографировать – сопки, овраги, речки, пестрое осеннее криволесье – все это так непривычно жителю средней полосы, привыкшему к нашей «золотой» осени. Скоро начинаются крутые спуски, пока еду осторожно, опасаясь и привыкая к багажнику. Где спуски, там и подъемы; вот и «пьяный ручей» (здесь и далее: многие топонимы, местные названия и историю этих место можно почерпнуть в книге Михаила Орешеты «Осиротевшие берега» - рекомендую, иначе не понять быль этой земли).

clip_image002

clip_image003clip_image004

Подъемы, подъемы… Сил невпроворот – я хотел устроить первую ночевку перед хребтом Муста-Тунтури, но… пролетел его, почти не заметив! Показался п-ов Средний, вдали за ним – п-ов Рыбачий. Сложная часть пройдена, время разбить лагерь – я спускаюсь с Муста-Тунтури и ставлю бивак на перешейке, в низине – ручей. Хорошее место. Да, о погоде: удивительно, но сойдя с поезда меня встретило солнце и не покидало до вечера, тепло, +15 в Мурманске, около 12 здесь, за хребтом.

День 2.

перешеек между п-вом Средний и материком – п-ов Средний (восточное побережье) – Большое Озерко (нежил., п-ов Средний) –перешеек между полуостровами - Большое Озерко (база «Озерки», п-ов Рыбачий) – п-ов Рыбачий (западное побережье) – Вайда-губа – мыс Кекурский (пешка) – Скорбеевка (ночевка)

Утро было хмурое, тучи заволокли небо, время 7.00. Приготовил завтрак на горелке (разжечь костер в такой сырости – задача сложная, все дни далее использовалась только горелка), собрал лагерь и выдвинулся в путь около 9.00.

Море! Вот оно – рядом, но просто так к нему не подъехать, вернее – не хочется время терять, поэтому еду по Среднему вдоль береговой линии, ища удобный спуск. Вскоре такой нашелся, я спустился к морю – леденяще! И жутко солено. Купаться в такую погоду – смертоубийство, хотя летом некоторые совершают заплывы. Я не решился, сейчас важно сохранять температуру тела в норме, и главное – не заболеть, ибо лечиться негде и нечем. Дорога вдоль берега полуострова Среднего хорошего качества, я довольно быстро и скоро добираюсь до ныне нежилого поселка Большое Озерко, здесь же рядом памятник. Еще немного – и я пересекаю перешеек и въезжаю на полуостров Рыбачий – главную цель поездки. На въезде небольшой поселок (на карте обозначен тоже«Большое Озерко»). Это небольшая база в жилыми модулями, цены я не узнавал, просто проехал мимо. Рядом с базой – много единиц гусеничной и тракторной техники – если летом здесь еще можно проехать на машине, то зимой все заметает так, что только на вездеходе можно продраться.

За Большим Озерко дорога хорошая грунтовка исчезает и начинается зубодробительный грейдер, впрочем, мне на двухподвесе едется весьма хорошо, получается в районе 14-17 км\ч. Дорога идет вдоль берега долгое время, скучать не приходится – спуски, подъемы, большие лужи. Задождило. Я облачился в мембранные штаны и одел неопреновые носки – последующие трое суток их почти и не снимал (такие носки хороши для преодоления холодных бродов, коим на Рыбачьем числа нет). Каково же было удивление, когда я на полпути в Вайда-губу встретил двух туристов! Они шли пешком от Титовки уже третий день, собирались как и я свернуть в Большое Озерко у Зубовки. Парни суровы – идут только на сублиматах, без горелки, с собой походная печка и немного дров. А где их (дрова) в тундре найдешь? Приходится с собой тащить. Раскладка – 500 гр./день. Я бы от такой, наверное, скукожился. У меня на день около 800 (включая банку тушенки ежедневно). Но это велоспецифика – надо кушать, иначе крутить невмоготу.

Ну что сказать, молодцы парни, настоящие туристы. Мы еще немного пообщались и попрощались с надеждой где-нибудь пересечься ещё. Я быстро съехал со спуска и поехал по песчаному берегу, прямо по кромке моря, но не заезжая в соленую воду – чревато коррозией и прочими неприятностями. По берегу едется раздольно, песок мелкий, мокрый – как асфальт. На берегу попался мне на глаза первый дот (долговременная огневая точка). Он сложен из камня, внешне выглядит как будто только отстроен, внутри – сырость берет свое: ржавчина и плесень. Все, что можно было утащить – утащено. Я не стал задерживаться и продолжил путь. Пришлось перейти несколько бродов впешую, почувствовав всю прелесть неопреновых носок – тепло, хорошо – но это до тех пор, пока ноги в луже. На сухоте не так комфортно, но все же много лучше обычных.

Приближалось время обеда, а все еще дождило. Перспектива кушать под дождем не прельщала, благо слева по дороге обнаружился дот, он и стал временно моей крышей на головой. Внутри так же сыро, но хоть на голову не льет. Сварил добротный калорийный суп (выходило около 1000 ккал на обед), добирал калории хлебцами с салом (отличная вещь в холод, кстати). Горячий чай воскресил во мне озябшую душу и стремление ехать дальше. В 15.45, спустя почти 2 часа, выезжаю.

Не спеша поднявшись на сопку, обнаруживаю, что вот она, Вайда-губа, как на ладони – справа, мыс Немецкий – самая Северная континентальная точка Европейской России – справа. Но, черт возьми, дорога туда пролегает по территории проклятого радара, расположенного на губе Вайда. Можно пройти через тундровое поле-пустырь, но пешком, с велосипедом трудно; оставлять – не хотелось, лезть прямо через базу – тоже не очень радовало, хотя из отчетов других туристов было известно, что некоторые на маяк добирались. В общем, считайте, как хотите, но для себя я галочку имею: был на на оной северной точке.

От Вайда-губы я, поплутав, вышел на дорогу к мысу Кекурский (черт меня дернул это сделать, как потом выяснилось). Время не резиновое, а сегодня я планировал ночевать в Зубовке. На подъезде к мысу Кекурскому (легенду названия можно прочесть в «Осиротевших берегах») я снова встретил ребят, которых обнаружил утром – они оказались впереди меня, пока я кушал и плутал у Вайды, они же не делали днем горячего обеда, лишь останавливались на перекус. Мы снова немного поговорили, я поехал дальше. Но снова они меня скоро догнали – я часто останавливался делать фото, и теперь, пока я лазил по скале, они остановились подле неё на небольшой передых. Я слез, попрощался (на сей раз – последний), поехал дальше. А дальше – красота и жесть. Скоро дорога вывела меня на берег – ехать тут было невозможно. Это все напоминало лунный рельеф. Здесь началась мощная пешка, не знаю сколько километров, идти пришлось с час, пока не додумался забраться наверх, по крутому подъему, где обнаружилось некое подобие мини-цирка (кто был в Ловозерах, тот поймет), а за ним – дорога на Скорбеевку. Навигатор сразу дал курс и время до точки - … да, сегодня до Зубовки не добраться никак, тем более, что погода начала портиться – наволокло туман с моря. Жуть. Не видно ни хрена. Пятьдесят-семьдесят метров и все (похожая ситуация мне встречалась в одном из отчетов по Рыбачьему: группа шла из Цыпнаволока в Методичный, их накрыло туманом; вдруг – на те: туман ветром сносит, вокруг вояки – ну и шухер подняли… ). Я же тем временем кое-как доехал до Скорбеевки, заброшенного поселка. Туман не расходился, становился все гуще и гуще. Ночевать на улице в такую погоду – не айс. Я поездил по поселку и нашел мало-мальски пригодный домик для ночевки. Организовал бивак, горячий ужин. Спать.

clip_image005clip_image006clip_image007clip_image008clip_image010clip_image011clip_image013clip_image015clip_image009clip_image012

День 3.

Скорбееевка – дорога через Рыбачий – Большое Озерко – перешеек – п-ов Средний – Пумманки – стан. Земляное – мыс Земляной – какой-то заброшенный поселок (ну нет у него названия на карте)

Утро хмурилось, все надежды на отсутствие тумана растворились в нём. Вылез из спальника – блин, дубак – кровь еще не бегает, сонный. Поприседал, немного поотжимался – вроде нормально. Приготовил завтрак: овсяную кашу с салом и горячий чай. Чай здесь горячий пить так приятно, что я уже вчера сильно обжег язык – прямо кипяток заглотить хочется. После завтрака настроение поднялось, я собрал лагерь и поехал дальше. Теперь никакая погода меня не остановит. По крайней мере до обеда =). Сегодня дорога обещалась быть нелегкой, мне надо пересечь Рыбачий. Хорошо, что я не смотрел перед выходом на маршрут профили высот – мне бы совсем уныло стало. А вот почему: стоило только проехать несколько километров вглубь полуострова, как начался набор высоты. Сейчас апхиллить не слишком хотелось, а что делать – еду дальше, через час высота уже около 230 м. Соглашусь, немного совсем, но подъемы здесь до того муторные, что хочется велосипед с моторчиком =). Лужи, броды (уже перестал их обходить, просто ломлю впешую вперед, не еду – втулки жалко), камни размером с футбольный мячик (я просто не знал, что впереди меня ждет пароварская дорога).

В 13.30 я въехал в Большое Озерко, пролетел его и остановился на перешейке на обед. Здесь светило солнце – вот это да! И снова плотный обед и двухчасовой привал отлично восстановили силы. Наблюдаю отлив…

Я окончательно определился с дальнейшим маршрутом – объезжаю полуостров Средний и уезжаю в Печенгу через пароварскую дорогу. Собрав изрядно полегчавшее от съеденной раскладки хозяйство, я уже вкручиваю по полуострову Среднему – дорога здесь, в отличие от Рыбачьего, - ну просто скатерочка. Ломлю не стесняясь до самых Пумманок – делаю остановку, осматриваю заброшенный городок. За Пуммманками нашелся хороший ручей – санитарная остановка – помылся, вода холоднючая – голову моешь, аж трещит! Приходится мыться частями: ногу помыл – быстро растер и в термоштаны. Северные реалии, однако.

Посвежевший, активно вкручиваю, согреваюсь и скоро приезжаю на мыс Земляной – красота здесь, волны плещутся о пологий берег, шум… Стоишь на скале, поглощаемый вечностью. Но словно атом, продолжаю ехать дальше – не хочу из графика выбиваться. За Земляным, на сопке – какая-то база, видать военные. И еще брод – ни обойти, ни объехать – по колено. А солнышко уже к горизонту клонится, холодает. 19.30.

На дороге – невидаль – гусеничный вездеход, с прицепом, воду набирает из ручья. Заведенный. Водителя нет. Бери – не хочу. Ну конечно, а чего бояться – немного здесь людей по тундре бродит. К 20.00 наконец подъезжаю к заброшенному поселку, снова опасаясь непогоды, поселяюсь на чердаке бывшей бани. Ставлю палатку, кушаю, смотрю закат и спать.

clip_image017clip_image018clip_image019clip_image020clip_image021clip_image022clip_image023clip_image024clip_image025clip_image026clip_image028clip_image029clip_image030clip_image031

День 4.

Заброшенный поселок – полуостров Средний – перешеек – Муста-Тунтури – пароварская дорога – военное стрельбище – Печенга – Заполярный (ночевка)

Утро снова хмурое, я начинаю привыкать. Самое сложное утром – это одеть на себя все сырые вещи, мокрые носки и мокрые кроссовки. Они здесь практически не высыхают, хоть на ночь я развешиваю все на просушку, да и в обед сушу обувь и верхнюю одежду. Завтракаю. Горячий чай уже глотаю спокойно, язык не чувствую. Выволакиваю вещи на улицу. Интересное дело: лестницы на чердак нет, поэтому затаскивать наверх все приходилось поочередно, с велосипеда снял переднее колесо – не пролезал в окошко. Продолжаю путь по берегу Среднего, по азимуту срезаю угол меж дорогами на gps и выезжаю на высокий берег – вижу здоровое противокорабельное орудие. Дальнейший путь до перешейка был красив, но не слишком интересен, пропущу его.

На перешейке я остановился, отдал дань почета полуостровам и воинам – земной поклон и честь им. Мне же надо взбираться на хребет. Сожрав лошадиную порцию углеводов (полплитки шоколада, фруктовое пюре «Рич», горсть конфет) на перевал я просто взлетел, хоть и изрядно вспотев. Наверху не видно ни черта, все в тумане. Еду по приборам =). Начался спуск – я осторожен – от колодок остались рожки да подложки – тормозные ручки уже изрядно обмякли… Запасных нет. И все равно на некоторых пусках скорость под 50 км\ч. Поворот на пароварку я пролетел нарочно – жаль насиловать тормоза – отворотка на спуске.

Честно говоря, пароварская дорога для меня – неизвестный участок, я про нее почти ничего не знал, читал только мельком в отчетах. Да, без сомнения, эта дорога очень красива. Плутая меж сопок, она по поднимается ввысь, то опускается к красивейшим озерам с чистейшей водой (кстати, я весь поход пил воду без кипячения – проблем не было никаких). Сразу виден подход к строительству – дотошность и основательность немцев, все выложено камнями, хоть где-то и порушено, но это происки старухи-тундры, сырости и ветра – они хозяйничают здесь искони, перемалывая все чужеродное в своем чреве. От хребта по этой дороге идет набор высоты до 200 метров – дальнейший путь пролегает в среднем на высотах 200-270 метров н.у.м. Километры тянутся долго, очень долго, очень-очень долго. Я даже в какой-то момент засомневался в своих силах. Хорошо, что пообедал перед пароваркой.

Вверх-вниз, частые выбоины, промоины и локальные обвалы сильно выматывают, здесь надо просто ехать, не задумываясь «А когда же финиш?». Пейзаж почти на всем протяжении один и тот же – каменные пустыни. Сейды – саамские жертвенники. Но всему когда-то приходит конец, и унылые пустыни сменяются редколесьем, а вскоре, после длительного спуска почти на уровень моря, показывается Печенгская губа. Отлив.

Тут и началось интересное… Еду по gps – он ведет меня по треку в Печенку, по грунтовке. Надо сказать, грунтовка посредственная: говна, подболоченно. Впереди слышу: «Бабах!». Что-то шарахнуло, потом стрельба. «Никак вояки» - пронеслось в голове – «стрельбище, скорее всего». А ну его к черту, у меня трек есть – вроде правильно все – дорога есть. Вдруг – болотце. «Ну», - думаю, - «пройду». Раз шаг, два шаг – вроде нормально, по щиколотку; третий шаг – ухожу по колено в жижу. «Блин, нехорошо, надо назад» - думаю, делаю шаг влево – «чавк!» - ухожу выше пояса в болото, велосипед – на меня сверху. «Итить влево!» - хватаюсь за кусты, вылезаю. И вправду страшно, легкий мандраж. Уже ни о чем особо не думая, переходу какую-то реку вброд, по пояс, велосипед – по руль в воде. Плевать на втулки. Вылезаю на берег, взбираюсь наверх, слышу – рядом: «вззз!», «вззз!». «Ну это пули, точняк, угораздило» - думаю – «попал на стрельбище». Так оно и вышло. Я вылез прямо слева от мишеней. Вдруг как херанет! У меня в ушах звон – ну думаю, все: «отвоевался,в лазарет». Нет, оглянулся, - все в порядке, только позванивает немного в левом ухе. Иду вдоль линии стрельбы, машу руками, - «ярко одет, вроде должны заметить» - думаю. Заметили. Прекратили огонь, вдалеке забегали, я в подзорную трубу (7-ми кратный зум) смотрю – ко мне двое бегут. Ну мне то что – я к ним. Ребята встретили ласково:

Вояки: - Ты кто такой, нах..й?

Я: - Турист!

Вояки: - Да ты ох…ел, у нас здесь стреляют, на..й, боевыми, бл…ть!

Я: - Да я уж понял, давай веди меня к начальству, ну или к выходу.

Один вояка ушел на вышку, второй взялся сопроводить меня. Его слегка передергивало, он без конца общался по рации. «Прекратить стрельбы, разрядить оружие нах…й!» - твердил он в рацию – «Обыскать территорию, бл…ть!». Мне тоже не по себе стало. Переполошил часть. Да и сам чуть мишенью не сделался.

Меня привели к комбату, с ним еще какой-то вояка сидел (я в погонах не разбираюсь). Мужики вопрошающе поглядели, я повествовал все как было, дескать, мимоходом забрел, вот, воззрите на карту – дорога через вашу часть, едрить её, здесь же нигде не обозначена. Мужики недоумевали, но поняли ситуацию, оказывается не впервой. Я поехал в Печенгу. Жесть.

В Печенге делать мне было нечего, посему я отправился в Заполярный, в надежде сесть на поезд Никель – Мурманск. Темнело. До Заполярного дорога хорошего качества и я за полтора часа долетел туда. Одолев все подъемы (город стоит высоко), я нашел станцию – она вообще в стороне от города, на территории адско чадящего завода, извергающего из своих труб мерзостную производственную гарь, от которой в горле ком стоит и кашель нездоровый производится. Взглянув на расписание я увидел время отправления: 3 часа ночи. Как и рассчитывал. Поехал по городу покатался, засел у заброшенного домика, сделал ужин, покушал. К часу ночи подкатил к станции снова и обнаружил свою тупость: поезд отправляется в 3 часа ночи в среду. А сейчас четверг! =) Устал за сегодня, километраж вышел хороший для груженого – 120 км со всеми плутаниями по городу. Разочарованный, поехал к заброшенному домику, у которого ужинал и на заднем дворе поставил палатки. Спать.

clip_image032clip_image036clip_image037clip_image039clip_image040clip_image041clip_image042clip_image043clip_image044clip_image045clip_image033clip_image034

День 5.

Неходовой день. Ждал автобуса на Мурманск.

Из-за вчерашней тупости ждал автобус на Мурманск. Утренний, в 10.15 я пропустил, пришлось четыре часа торчать в городе, ожидая следующего. Зато свозил велосипед на мойку, отмыл говна. А потом купил горячего хлеба. Буханка – 26 рублей! Удачно погрузился в автобус и доехал до Мурманска, сразу взял билет до Апатит и через час отправился на поезде. Начал писать отчет наконец =). Поспал три часа, поболтал в соседкой – раньше она тоже любила походить по горам, живет в Оленегорске.

В двенадцать ночи приехал в Апатиты – здесь дождь. Собрал велосипед не торопясь, а дождь так и не прекращается. Видать надолго. Заночевал в дестрое в Апатитах, здесь же ночевал в феврале этого года =).

Теги

Great! You've successfully subscribed.
Great! Next, complete checkout for full access.
Welcome back! You've successfully signed in.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.