Кольский 2010 – Часть I

clip_image001

Я пропал на некоторое время – время небольшое, но сколь огромное для меня! Сколько всего пришлось увидеть, удивляться и поражаться многим обыденным, казалось бы, вещам… Закончена первая, основная, часть Северной велоэкспедиции – я вернулся на «большую землю». Вероятно, я мог бы обновлять блог и чаще – несколько раз сеть ловилась – но плотный график движения никак не позволял этого сделать: движение – жизнь (Северная правда). Итак:

День 1.

Прибытие – Титовка – Н.Титовка – хр. Муста-Тунтури – перешеек (ночевка)

Ночью Карелия, младшая сестрица Мурманской области, закончилась: Кандалакша. Я проспал, нет - проснулся, но лень было выходить: я был этой зимой здесь. Вышел в Апатитах (6 с хвостиком утра) – прохладно, градусов 7, вестимо. Вскоре проехали Оленегорск. Я стал потихоньку собираться. Засобиралась и моя соседка на нижней полке: бабушка на восьмом десятке лет, милейший человек – вчера мы с ней ввечер разговорились. Единственное только меня волновало: бабуля никак не засыпала в поезде. Уже как сутки сидела у окошка. Даже проводница заволновалась – но ничего упрямую не убеждало.

В Мурманске эту бабушку встречала дочка – она согласилась подбросить меня до Триал-Спорта и потом до автовокзала, но сначала мы завезли бабку и помогли разгрузиться ей (к слову сказать, старая везла с собой полтонны коробок – все нарощенное за лето в огороде Тверской обл.) Искомого, а именно тормозных колодок в оном магазине не нашлось, Люба (дочь бабули) довезла меня до автовокзала. Большое спасибо за сии труды!

Как было разведано ранее, автобус на Заполярный/Никель отправлялся в 13.30 – то бишь через полчаса. Время скушать купленные десятью минутами назад свежее творожное печенье с вкусной ряженкой, которая пробилась в пакете и залила собой все печенье… Ну не выбрасывать же – так даже вкуснее, и плевать на косые взгляды ожидающих пассажиров (голодные наверное). В автобус я загрузился, не сразу, конечно – пришлось немного помудрить; и вот – мы едем!

После поезда болела шея, в автобусе эта боль усугубилась – нет, я не продул ничего – просто все время сидел в пол-оборота и шея затекала =) Потому что смотреть… кто был на Кольском, тот знает… Моя остановка через пару часов: Титовка; перед ней – проверка документов (читай – паспортов). Сейчас проезд свободный, парой (а может тройкой) годов ранее – здесь надо было иметь пропуск, заранее добытый в управлении ФСБ по Мурманской области. Как хорошо, что бюрократические издержки позади: я в Титовке. Вылезаю, начинаю собирать велосипед. Ко мне подошел водитель автобуса, завязался разговор. Он сразу: «На Рыбачий?». Оказалось он тоже любит покатать (шоссейник), а главное – тема Рыбачьего ему близка, более: он знаком с М.Орешетой!

Минут через 40 транспорт был собран, я покатил в в сторону Новой Титовки. Раньше здесь была дорога – не дорога, хрен знает что. Черт ногу сломит. Сейчас – вполне накатанная грунтовка аж до Большого Озерка. Сил еще куча – я ломлю вперед, изредка останавливаясь пофотографировать – сопки, овраги, речки, пестрое осеннее криволесье – все это так непривычно жителю средней полосы, привыкшему к нашей «золотой» осени. Скоро начинаются крутые спуски, пока еду осторожно, опасаясь и привыкая к багажнику. Где спуски, там и подъемы; вот и «пьяный ручей» (здесь и далее: многие топонимы, местные названия и историю этих место можно почерпнуть в книге Михаила Орешеты «Осиротевшие берега» - рекомендую, иначе не понять быль этой земли).

clip_image002

clip_image003clip_image004

Подъемы, подъемы… Сил невпроворот – я хотел устроить первую ночевку перед хребтом Муста-Тунтури, но… пролетел его, почти не заметив! Показался п-ов Средний, вдали за ним – п-ов Рыбачий. Сложная часть пройдена, время разбить лагерь – я спускаюсь с Муста-Тунтури и ставлю бивак на перешейке, в низине – ручей. Хорошее место. Да, о погоде: удивительно, но сойдя с поезда меня встретило солнце и не покидало до вечера, тепло, +15 в Мурманске, около 12 здесь, за хребтом.

День 2.

перешеек между п-вом Средний и материком – п-ов Средний (восточное побережье) – Большое Озерко (нежил., п-ов Средний) –перешеек между полуостровами - Большое Озерко (база «Озерки», п-ов Рыбачий) – п-ов Рыбачий (западное побережье) – Вайда-губа – мыс Кекурский (пешка) – Скорбеевка (ночевка)

Утро было хмурое, тучи заволокли небо, время 7.00. Приготовил завтрак на горелке (разжечь костер в такой сырости – задача сложная, все дни далее использовалась только горелка), собрал лагерь и выдвинулся в путь около 9.00.

Море! Вот оно – рядом, но просто так к нему не подъехать, вернее – не хочется время терять, поэтому еду по Среднему вдоль береговой линии, ища удобный спуск. Вскоре такой нашелся, я спустился к морю – леденяще! И жутко солено. Купаться в такую погоду – смертоубийство, хотя летом некоторые совершают заплывы. Я не решился, сейчас важно сохранять температуру тела в норме, и главное – не заболеть, ибо лечиться негде и нечем. Дорога вдоль берега полуострова Среднего хорошего качества, я довольно быстро и скоро добираюсь до ныне нежилого поселка Большое Озерко, здесь же рядом памятник. Еще немного – и я пересекаю перешеек и въезжаю на полуостров Рыбачий – главную цель поездки. На въезде небольшой поселок (на карте обозначен тоже«Большое Озерко»). Это небольшая база в жилыми модулями, цены я не узнавал, просто проехал мимо. Рядом с базой – много единиц гусеничной и тракторной техники – если летом здесь еще можно проехать на машине, то зимой все заметает так, что только на вездеходе можно продраться.

За Большим Озерко дорога хорошая грунтовка исчезает и начинается зубодробительный грейдер, впрочем, мне на двухподвесе едется весьма хорошо, получается в районе 14-17 км\ч. Дорога идет вдоль берега долгое время, скучать не приходится – спуски, подъемы, большие лужи. Задождило. Я облачился в мембранные штаны и одел неопреновые носки – последующие трое суток их почти и не снимал (такие носки хороши для преодоления холодных бродов, коим на Рыбачьем числа нет). Каково же было удивление, когда я на полпути в Вайда-губу встретил двух туристов! Они шли пешком от Титовки уже третий день, собирались как и я свернуть в Большое Озерко у Зубовки. Парни суровы – идут только на сублиматах, без горелки, с собой походная печка и немного дров. А где их (дрова) в тундре найдешь? Приходится с собой тащить. Раскладка – 500 гр./день. Я бы от такой, наверное, скукожился. У меня на день около 800 (включая банку тушенки ежедневно). Но это велоспецифика – надо кушать, иначе крутить невмоготу.

Ну что сказать, молодцы парни, настоящие туристы. Мы еще немного пообщались и попрощались с надеждой где-нибудь пересечься ещё. Я быстро съехал со спуска и поехал по песчаному берегу, прямо по кромке моря, но не заезжая в соленую воду – чревато коррозией и прочими неприятностями. По берегу едется раздольно, песок мелкий, мокрый – как асфальт. На берегу попался мне на глаза первый дот (долговременная огневая точка). Он сложен из камня, внешне выглядит как будто только отстроен, внутри – сырость берет свое: ржавчина и плесень. Все, что можно было утащить – утащено. Я не стал задерживаться и продолжил путь. Пришлось перейти несколько бродов впешую, почувствовав всю прелесть неопреновых носок – тепло, хорошо – но это до тех пор, пока ноги в луже. На сухоте не так комфортно, но все же много лучше обычных.

Приближалось время обеда, а все еще дождило. Перспектива кушать под дождем не прельщала, благо слева по дороге обнаружился дот, он и стал временно моей крышей на головой. Внутри так же сыро, но хоть на голову не льет. Сварил добротный калорийный суп (выходило около 1000 ккал на обед), добирал калории хлебцами с салом (отличная вещь в холод, кстати). Горячий чай воскресил во мне озябшую душу и стремление ехать дальше. В 15.45, спустя почти 2 часа, выезжаю.

Не спеша поднявшись на сопку, обнаруживаю, что вот она, Вайда-губа, как на ладони – справа, мыс Немецкий – самая Северная континентальная точка Европейской России – справа. Но, черт возьми, дорога туда пролегает по территории проклятого радара, расположенного на губе Вайда. Можно пройти через тундровое поле-пустырь, но пешком, с велосипедом трудно; оставлять – не хотелось, лезть прямо через базу – тоже не очень радовало, хотя из отчетов других туристов было известно, что некоторые на маяк добирались. В общем, считайте, как хотите, но для себя я галочку имею: был на на оной северной точке.

От Вайда-губы я, поплутав, вышел на дорогу к мысу Кекурский (черт меня дернул это сделать, как потом выяснилось). Время не резиновое, а сегодня я планировал ночевать в Зубовке. На подъезде к мысу Кекурскому (легенду названия можно прочесть в «Осиротевших берегах») я снова встретил ребят, которых обнаружил утром – они оказались впереди меня, пока я кушал и плутал у Вайды, они же не делали днем горячего обеда, лишь останавливались на перекус. Мы снова немного поговорили, я поехал дальше. Но снова они меня скоро догнали – я часто останавливался делать фото, и теперь, пока я лазил по скале, они остановились подле неё на небольшой передых. Я слез, попрощался (на сей раз – последний), поехал дальше. А дальше – красота и жесть. Скоро дорога вывела меня на берег – ехать тут было невозможно. Это все напоминало лунный рельеф. Здесь началась мощная пешка, не знаю сколько километров, идти пришлось с час, пока не додумался забраться наверх, по крутому подъему, где обнаружилось некое подобие мини-цирка (кто был в Ловозерах, тот поймет), а за ним – дорога на Скорбеевку. Навигатор сразу дал курс и время до точки - … да, сегодня до Зубовки не добраться никак, тем более, что погода начала портиться – наволокло туман с моря. Жуть. Не видно ни хрена. Пятьдесят-семьдесят метров и все (похожая ситуация мне встречалась в одном из отчетов по Рыбачьему: группа шла из Цыпнаволока в Методичный, их накрыло туманом; вдруг – на те: туман ветром сносит, вокруг вояки – ну и шухер подняли… ). Я же тем временем кое-как доехал до Скорбеевки, заброшенного поселка. Туман не расходился, становился все гуще и гуще. Ночевать на улице в такую погоду – не айс. Я поездил по поселку и нашел мало-мальски пригодный домик для ночевки. Организовал бивак, горячий ужин. Спать.

clip_image005clip_image006clip_image007clip_image008clip_image010clip_image011clip_image013clip_image015clip_image009clip_image012

День 3.

Скорбееевка – дорога через Рыбачий – Большое Озерко – перешеек – п-ов Средний – Пумманки – стан. Земляное – мыс Земляной – какой-то заброшенный поселок (ну нет у него названия на карте)

Утро хмурилось, все надежды на отсутствие тумана растворились в нём. Вылез из спальника – блин, дубак – кровь еще не бегает, сонный. Поприседал, немного поотжимался – вроде нормально. Приготовил завтрак: овсяную кашу с салом и горячий чай. Чай здесь горячий пить так приятно, что я уже вчера сильно обжег язык – прямо кипяток заглотить хочется. После завтрака настроение поднялось, я собрал лагерь и поехал дальше. Теперь никакая погода меня не остановит. По крайней мере до обеда =). Сегодня дорога обещалась быть нелегкой, мне надо пересечь Рыбачий. Хорошо, что я не смотрел перед выходом на маршрут профили высот – мне бы совсем уныло стало. А вот почему: стоило только проехать несколько километров вглубь полуострова, как начался набор высоты. Сейчас апхиллить не слишком хотелось, а что делать – еду дальше, через час высота уже около 230 м. Соглашусь, немного совсем, но подъемы здесь до того муторные, что хочется велосипед с моторчиком =). Лужи, броды (уже перестал их обходить, просто ломлю впешую вперед, не еду – втулки жалко), камни размером с футбольный мячик (я просто не знал, что впереди меня ждет пароварская дорога).

В 13.30 я въехал в Большое Озерко, пролетел его и остановился на перешейке на обед. Здесь светило солнце – вот это да! И снова плотный обед и двухчасовой привал отлично восстановили силы. Наблюдаю отлив…

Я окончательно определился с дальнейшим маршрутом – объезжаю полуостров Средний и уезжаю в Печенгу через пароварскую дорогу. Собрав изрядно полегчавшее от съеденной раскладки хозяйство, я уже вкручиваю по полуострову Среднему – дорога здесь, в отличие от Рыбачьего, - ну просто скатерочка. Ломлю не стесняясь до самых Пумманок – делаю остановку, осматриваю заброшенный городок. За Пуммманками нашелся хороший ручей – санитарная остановка – помылся, вода холоднючая – голову моешь, аж трещит! Приходится мыться частями: ногу помыл – быстро растер и в термоштаны. Северные реалии, однако.

Посвежевший, активно вкручиваю, согреваюсь и скоро приезжаю на мыс Земляной – красота здесь, волны плещутся о пологий берег, шум… Стоишь на скале, поглощаемый вечностью. Но словно атом, продолжаю ехать дальше – не хочу из графика выбиваться. За Земляным, на сопке – какая-то база, видать военные. И еще брод – ни обойти, ни объехать – по колено. А солнышко уже к горизонту клонится, холодает. 19.30.

На дороге – невидаль – гусеничный вездеход, с прицепом, воду набирает из ручья. Заведенный. Водителя нет. Бери – не хочу. Ну конечно, а чего бояться – немного здесь людей по тундре бродит. К 20.00 наконец подъезжаю к заброшенному поселку, снова опасаясь непогоды, поселяюсь на чердаке бывшей бани. Ставлю палатку, кушаю, смотрю закат и спать.

clip_image017clip_image018clip_image019clip_image020clip_image021clip_image022clip_image023clip_image024clip_image025clip_image026clip_image028clip_image029clip_image030clip_image031

День 4.

Заброшенный поселок – полуостров Средний – перешеек – Муста-Тунтури – пароварская дорога – военное стрельбище – Печенга – Заполярный (ночевка)

Утро снова хмурое, я начинаю привыкать. Самое сложное утром – это одеть на себя все сырые вещи, мокрые носки и мокрые кроссовки. Они здесь практически не высыхают, хоть на ночь я развешиваю все на просушку, да и в обед сушу обувь и верхнюю одежду. Завтракаю. Горячий чай уже глотаю спокойно, язык не чувствую. Выволакиваю вещи на улицу. Интересное дело: лестницы на чердак нет, поэтому затаскивать наверх все приходилось поочередно, с велосипеда снял переднее колесо – не пролезал в окошко. Продолжаю путь по берегу Среднего, по азимуту срезаю угол меж дорогами на gps и выезжаю на высокий берег – вижу здоровое противокорабельное орудие. Дальнейший путь до перешейка был красив, но не слишком интересен, пропущу его.

На перешейке я остановился, отдал дань почета полуостровам и воинам – земной поклон и честь им. Мне же надо взбираться на хребет. Сожрав лошадиную порцию углеводов (полплитки шоколада, фруктовое пюре «Рич», горсть конфет) на перевал я просто взлетел, хоть и изрядно вспотев. Наверху не видно ни черта, все в тумане. Еду по приборам =). Начался спуск – я осторожен – от колодок остались рожки да подложки – тормозные ручки уже изрядно обмякли… Запасных нет. И все равно на некоторых пусках скорость под 50 км\ч. Поворот на пароварку я пролетел нарочно – жаль насиловать тормоза – отворотка на спуске.

Честно говоря, пароварская дорога для меня – неизвестный участок, я про нее почти ничего не знал, читал только мельком в отчетах. Да, без сомнения, эта дорога очень красива. Плутая меж сопок, она по поднимается ввысь, то опускается к красивейшим озерам с чистейшей водой (кстати, я весь поход пил воду без кипячения – проблем не было никаких). Сразу виден подход к строительству – дотошность и основательность немцев, все выложено камнями, хоть где-то и порушено, но это происки старухи-тундры, сырости и ветра – они хозяйничают здесь искони, перемалывая все чужеродное в своем чреве. От хребта по этой дороге идет набор высоты до 200 метров – дальнейший путь пролегает в среднем на высотах 200-270 метров н.у.м. Километры тянутся долго, очень долго, очень-очень долго. Я даже в какой-то момент засомневался в своих силах. Хорошо, что пообедал перед пароваркой.

Вверх-вниз, частые выбоины, промоины и локальные обвалы сильно выматывают, здесь надо просто ехать, не задумываясь «А когда же финиш?». Пейзаж почти на всем протяжении один и тот же – каменные пустыни. Сейды – саамские жертвенники. Но всему когда-то приходит конец, и унылые пустыни сменяются редколесьем, а вскоре, после длительного спуска почти на уровень моря, показывается Печенгская губа. Отлив.

Тут и началось интересное… Еду по gps – он ведет меня по треку в Печенку, по грунтовке. Надо сказать, грунтовка посредственная: говна, подболоченно. Впереди слышу: «Бабах!». Что-то шарахнуло, потом стрельба. «Никак вояки» - пронеслось в голове – «стрельбище, скорее всего». А ну его к черту, у меня трек есть – вроде правильно все – дорога есть. Вдруг – болотце. «Ну», - думаю, - «пройду». Раз шаг, два шаг – вроде нормально, по щиколотку; третий шаг – ухожу по колено в жижу. «Блин, нехорошо, надо назад» - думаю, делаю шаг влево – «чавк!» - ухожу выше пояса в болото, велосипед – на меня сверху. «Итить влево!» - хватаюсь за кусты, вылезаю. И вправду страшно, легкий мандраж. Уже ни о чем особо не думая, переходу какую-то реку вброд, по пояс, велосипед – по руль в воде. Плевать на втулки. Вылезаю на берег, взбираюсь наверх, слышу – рядом: «вззз!», «вззз!». «Ну это пули, точняк, угораздило» - думаю – «попал на стрельбище». Так оно и вышло. Я вылез прямо слева от мишеней. Вдруг как херанет! У меня в ушах звон – ну думаю, все: «отвоевался,в лазарет». Нет, оглянулся, - все в порядке, только позванивает немного в левом ухе. Иду вдоль линии стрельбы, машу руками, - «ярко одет, вроде должны заметить» - думаю. Заметили. Прекратили огонь, вдалеке забегали, я в подзорную трубу (7-ми кратный зум) смотрю – ко мне двое бегут. Ну мне то что – я к ним. Ребята встретили ласково:

Вояки: - Ты кто такой, нах..й?

Я: - Турист!

Вояки: - Да ты ох…ел, у нас здесь стреляют, на..й, боевыми, бл…ть!

Я: - Да я уж понял, давай веди меня к начальству, ну или к выходу.

Один вояка ушел на вышку, второй взялся сопроводить меня. Его слегка передергивало, он без конца общался по рации. «Прекратить стрельбы, разрядить оружие нах…й!» - твердил он в рацию – «Обыскать территорию, бл…ть!». Мне тоже не по себе стало. Переполошил часть. Да и сам чуть мишенью не сделался.

Меня привели к комбату, с ним еще какой-то вояка сидел (я в погонах не разбираюсь). Мужики вопрошающе поглядели, я повествовал все как было, дескать, мимоходом забрел, вот, воззрите на карту – дорога через вашу часть, едрить её, здесь же нигде не обозначена. Мужики недоумевали, но поняли ситуацию, оказывается не впервой. Я поехал в Печенгу. Жесть.

В Печенге делать мне было нечего, посему я отправился в Заполярный, в надежде сесть на поезд Никель – Мурманск. Темнело. До Заполярного дорога хорошего качества и я за полтора часа долетел туда. Одолев все подъемы (город стоит высоко), я нашел станцию – она вообще в стороне от города, на территории адско чадящего завода, извергающего из своих труб мерзостную производственную гарь, от которой в горле ком стоит и кашель нездоровый производится. Взглянув на расписание я увидел время отправления: 3 часа ночи. Как и рассчитывал. Поехал по городу покатался, засел у заброшенного домика, сделал ужин, покушал. К часу ночи подкатил к станции снова и обнаружил свою тупость: поезд отправляется в 3 часа ночи в среду. А сейчас четверг! =) Устал за сегодня, километраж вышел хороший для груженого – 120 км со всеми плутаниями по городу. Разочарованный, поехал к заброшенному домику, у которого ужинал и на заднем дворе поставил палатки. Спать.

clip_image032clip_image036clip_image037clip_image039clip_image040clip_image041clip_image042clip_image043clip_image044clip_image045clip_image033clip_image034

День 5.

Неходовой день. Ждал автобуса на Мурманск.

Из-за вчерашней тупости ждал автобус на Мурманск. Утренний, в 10.15 я пропустил, пришлось четыре часа торчать в городе, ожидая следующего. Зато свозил велосипед на мойку, отмыл говна. А потом купил горячего хлеба. Буханка – 26 рублей! Удачно погрузился в автобус и доехал до Мурманска, сразу взял билет до Апатит и через час отправился на поезде. Начал писать отчет наконец =). Поспал три часа, поболтал в соседкой – раньше она тоже любила походить по горам, живет в Оленегорске.

В двенадцать ночи приехал в Апатиты – здесь дождь. Собрал велосипед не торопясь, а дождь так и не прекращается. Видать надолго. Заночевал в дестрое в Апатитах, здесь же ночевал в феврале этого года =).