Кольский 2010 - Часть II - Хибины

Россия 24 сент. 2010 г.

Я снова в Кировске. Пришлось уехать с Хибин на день раньше запланированного… Видимо, сюда окончательно пришла осень – дождит, притом сильно, уже дня четыре. Все бы ничего, но в горах в такую погоду не сильно радостно: штормит на перевалах, в низинах поливает дождь, на горы нахлобучились тучи, словно мохнатые шапки. И все же я кое-что успел увидеть, немного походить и поснимать.

О том, как прошла эта неделя, попробую изложить.

День 1, суббота.

Кировск – база КСС “Куэльпорр” (вело)

Я покинул гостиницу в 11.30 и поехал на Олимпийскую ул., где прошлым днем разведал книжный. Хотелось обрести карту Хибин, хотя у меня и имелась генштабовская 500-метровка, я думал найти что-нибудь схематичное. Увы, сего в магазине не нашлось, зато обнаружился прокол в колесе – первый за всю поездку. Оказалось, это длинная стекляшка, около сантиметра длиной пробила зубастую резину, камеру-прокладку под ней и, собственно, камеру. Встаю на шиномонтаж за ТЦ, за полчаса управился, заодно поменяв тормозные колодки: задние вперед – они сильно и неравномерно источились (еще на Рыбачьем что-то херакнуло по калиперу, но я не обратил внимания, итог – небольшой перекос). Калипер я теперь подровнял, хватает нормально; с задними колодками ахтунг – до подложек немного осталось. Ремонт окончил и поехал по навигатору в сторону грейдера, ведущего к базе МЧС. Начался длинный спуск, скорость временами – за 50, дальше, конечно, меньше, но стабильно 27 км/ч едется почти до бот.сада. МГУ. Дальше – грунтовка и набор высоты. Недолгий, но весьма крутой. Минут за 10 взобрался и начал спуск. Туда-сюда снуют грузовики – здесь неподалеку разработан рудник “Кукисвумчорр”, вот они оттуда руду и возят на АНОФ (апатито-нефелиновая обогатительная фабрика, их несколько – в Кировске и Апатитах; из этого сырья потом фосфатные удобрения сотворяют).

Кстати, о способе разработки рудника: в свое время, чтобы не колупаться с разной техникой, здесь просто шарахнули промышленный ядерный заряд. Атомную бомбу, проще говоря. Небольшую, маломощную, не мудрствуя лукаво – шарахнули. Инфы о последствиях и результатах никакой, впрочем, – все в порядке – рудник разрабатывается, радиации нет.

До поворота на рудник идет хорошо накатанная грузовиками грунтовка, после отворотки – грейдер, но после пароварской дороги (о которой я писал в первой части), это – хайвэй. По нему, под хороший уклон я за час с небольшим поехал до базы.

База КСС “Куэльпорр” – это обитель спокойствия в центре Хибин. Представляет собой несколько домиков для туристов (непридирчивых), гостиницу (для придирчивых) и домик-базу МЧС. Здесь всегда есть дежурный спасатель, у него – связь с большой землей (сотовая связь ловит только с высот более 700 - “МТС”, “Мегафон”, “Билайн” – мало где). На базе можно зарегистрироваться – в основном для тур.групп, для безопасности. Одиночкам – крайне советую, однако надо быть готовым к некоторому “недоброжелательному” отношению – в горы одному ходить не стоит.

въезд на базу “Куэльпорр”:

DSC06293

Об удобствах на базе – про гостиницу ничего сказать не могу (вроде там есть душ, кровати, постираться можно); я же заселился в тур.домик – внутри нары, печка, электричество. Довольно комфортно. Мыться – в речке (Кунийок). День – 300 р. (С меня почему-то 250 взял –  не сезон, может).

Я закинул вещи, пообедал и пошел на прогулку. Конечно, просто так неинтересно – полез на г.Рисчорр. Подъем начал с южной стороны, спускался траверсом по северной части цирка. Уложился за 2.5 часа (высота 1070 м на карте). Дошел до базы – как раз время сготовить ужин. Остаток вечера я просидел над картами, думая, куда бы сходить на пару дней. За пару часиков кое-что накидал и лег спать.

День 2, воскресенье.

база КСС – долина ручья Петрелиуса – пер. Петрелиуса вост. (883 м, 1А) – г.Юдычвумчорр (1201 м, н/к) – долина р.Малая Белая (ночевка)  (пешком)

По будильнику встал в 8.30, позавтракал, оставил велосипед и ненужные вещи у спасателя и в 10.30 вышел на маршрут. По знакомому грейдеру я вскоре свернул вправо, перейдя вброд р,Кунийок и пошел по азимуту в направлении перевала Петрелиуса вост. Вскоре вышел к ручью Петрелиуса – здесь оказывается есть грейдер! – знать бы раньше =). Потопал по нему, через некоторое время начался подъем на перевал. С этой, северной стороны, подъем не слишком сложен – осложняют его лишь погодные условия: у начала подъема моросил дождь и дул встречный вечер, превратившиеся наверху в мелкий град и шквалистый мордник. На перевале облачно, град сменился дождем, сильный ветер – как в аэродинамической трубе. Устраиваю привал за большим камнем – косой дождь сюда не достает, ветер обходит стороной. Делаю небольшой перекус – халва с конфетами; одеваю флиску, мембранные штаны и куртку с шарфом – погода диктует. Спуск куда как более крут, нежели подъём: углы до 40 градусов – такие прохожу аккуратно траверсом, помогая деревянными треккинговыми палками, взятыми на базе

перевал Петрелиуса вост., южная сторона:

DSC06387

Спуск не занял много времени – в скором времени я подошел к подножию г.Юдычвумчорр – самой высокой горы в Хибинах (1201 м) – пусть и немного, зато самой =).

В лоб не лезть не стал – решил пойти немного по периметру, ища более удобное место для подъема. Еще через полчаса оно было найдено, я взял самые необходимые вещи (одежду, навигатор, мобильник, налобник), а рюкзак спрятал в камнях у подножия – зачем тащить его наверх? Время начала подъема приблизительное – 16.20, на вершине – 18.00. Ещё почти час я бродил по вершине – они (вершины) в Хибинах вообще по большей части платообразные – а здесь, на Юдычвумчорр – можно долго гулять.

схематичный вид с Юдычвумчорр

Северная оконечность обрывиста, переходит в цирк, зато отсюда открывается хороший вид – на долину ручья Петрелиуса, реки Кунийок; видно (в подзорную трубу) базу КСС, оз.Гольцовое; с западной оконечности видно оз. Большая Имандра - над ним сейчас сильные ливни. Пока я гулял по вершине неожиданно солнышко соблаговолило выползти из-под непроглядных туч – но ненадолго, минут на 10. Успел сделать некоторые фото; нашел точку вершины:

DSC06423  DSC06407

DSC06415

Около 19.00 я начал спуск, и, надо сказать, очень вовремя: наволакивало очень грозные тучи. Спуск был конечно, побыстрее, чем подъем, но не легче. Несмотря на дождь и ветер, я изрядно вспотел спускаясь по каменным опадкам; пару раз упал, оступившись о скользкий камень. Внизу я быстро схватил рюкзак и подрапал в сторону озерка, увиденного с горы, на южном берегу Малой Белой. Торопиться было уже почти некуда: снаружи мокрый от дождя, внутри от пота; довольный; сопли по полметра. Я перешел реку вброд и встал неподалеку в небольшой ложбинке – верная защита от ветра, свирепствующего здесь. Главное, чтобы ночью не залило.

Первым делом поставив кипятиться воду для ужина и чая, я поставил палатку, закинул все вещи и стал трапезничать. Дождь и ветер уже не имели никакого значения: я кушаю. Правда, вот незадача: забыл нож (или посеял).  Пришлось изобретать – банка консервов была вскрыта велосипедным мультитулом =).

Покушав, нырнул в палаку, раскидал вещи (насколько это возможно в однушке; впрочем, даже носки куда повесить – нашлось место) и уснул.

День 3, понедельник.

Долина М.Белой – ущелье Рамзая (650 м, н/к) – долина р. Поачойк – хребет Пачвумчорр (перелаз) – дорога до базы КСС – база КСС  (пешком)

Среди ночи я пару раз просыпался от порывов ветра, но сразу засыпал. Окончательно проснулся по будильнику в 9.30. Спальник оказался промокшим в ногах от скопившегося конденсата, вещи, оставленные сушиться – совсем не высохшими, даже еще более отсыревшими. Я протер палатку изнутри полотенцем – хоть капать перестало. Вылез из палатки за водой – вот холодина, блин! – и залез обратно в мокрый спальник. Уж лучше так. Всем известно, в особенности, тем кто имеет опыт зимних ночевок: утром вылезти из спальника – катастрофа. Организм еще спит, кровь не забегала как надо. Косяк.

Кое как извернувшись, приготовил кашу и горячий чай в палатке, меж тем на улице снова зарядил дождь. После завтрака потеплело, душа оттаяла и стало решительно все равно, сколько там за бортом градусов. По-быстрому собравшись, одев все сырое (из практики: сохнет всегда гораздо быстрее на теле), почапал к ущелью Рамзая. И снова радуют неопреновые носки – иду в них без кроссовок по тундре, в ногах хоть и сыро, но тепло. В общем, маст хэв в осенних и весенних походах по слякоти с бродами. На подъеме к ущелью пришлось, конечно, обуться – дальше снова каменная распадка. Подъем совсем несложен, я на него быстро взобрался пролез ущелье.

DSC06455 DSC06465 DSC06458

За ущельем меня ждал небольшой отрезок хз. По карте можно было слиться до оз.Малый Вудъявр вдоль долины р.Поачйок и оттуда выйти на уже знакомую дорогу к базе. Но делать такой крюк мне не хотелось – нафиг оно надо, когда дорога – вот она – за хребтом Поачвумчорр, тем более, что был виден очевидный “перелаз” около 800 м высоты с весьма пологим подъемом. “Ну” – думаю - “попробовать надо”. Только спустился вниз – наволокло тучи, не видно ни черта. Куда лезть, где взбираться? Верный способ – забраться выше облака. Ну или хоть попробовать. Я полез на Поачвумчорр севернее запланированного места, взлет здесь покруче, пришлось снова попотеть, зато наконец взобрался выше облака. Правда, оно через 20 минут рассеялось =). Пошел траверсом к перелазу, и, простите, охерел: скалолазание в мою программу не входило. Впрочем, глаза боятся – ноги делают; назад пути нет. Полез по крутому склону вниз. Не сколь он крут, как со стороны кажется; здесь главное неудобство – местами зацепиться не за что, да и скользко. Потихоньку-потихоньку я одолел опасный участок – это всего 1/3 верхнего взлета, дальше проще. Траверсами, небольшими спусками я оказался внизу. Раза три на спуске упал, несильно. (Граждане, не лазьте по этому склону без крайней необходимости; по крайней мере без кайла или кирки какой-нибудь.) Такой спуск я внизу, под слабый дождик, отметил горячим чаем с остатками халвы и сушек. Дальше оставалось 10 километров до базы: я вломил и через полтора часа уже сушил вещи у себя в комнате.

DSC06479

День 4, вторник.

база КСС – оз.Щучье – оз.Гольцовое – р.Куна - база КСС (вело)

С утра снова непогодит, поэтому не тороплюсь, разгребаю фотки, читаю. Но не весь же день торчать в избе. Решил сделать небольшую радиалку: съездить на Гольцовое, заодно разведать дорогу на Имандру.

Неспешно вкручиваю, я скатился к озеру Щучьему и встретил экологов – добродушную тетушку и пару ребят-студентов, по-видимому. На буреломинг я изначально не рассчитывал, но как обычно, чем дальше в лес – тем… закончите сами. Оказалось, что просто так к Гольцовому не подобраться: надо идти вброд. Или по говнам. Нет, по мне – уж лучше вброд. Поискав обходные пути и обильно измочив ноги (на этот раз неопреновые носки я не одел не надеясь на такую радость, как броды – о чем пожалел).

Брод представлял собой два участка, разделенные островком (есть пара фото с середины брода, с островка):

в одну сторону:

брод1

в другую:

 брод2

Собственно, сложности в преодолении брода нет никакой: надо найти фарватер и идти по нему. Вот только я стал чистоплюйствовать: снял кроссовки, носки, штанины закатал – дошел до островка и околел. Вода – хороша! Аж ноги сводить начинает. Второй участок оказался сложнее: фарватер никак не мог найти – половину прошел, а дальше – все глубже и глубже, далеко выше колен уже ушел. А ноги то уже одеревенели. Пришлось возвращаться. По коже разлился здоровый румянец – хороший знак =). Но третий такой заход не осилю. Одел носки, кроссовки, штанины опустил – всяко теплее; вдруг смотрю – ломит грузовик – да это ж геологи, которые в соседней комнате со мной живут, они тут разные исследования проводят. Они, как правило, часов в 10 утра уезжали, а сегодня утром у них что-то с дизелем случилось – выхожу утром на крыльцо, а там бензонасос на молекулы разобрали, прочищают. Вот видно, починили, теперь на своем трактороподобном дизеле с кузовом торопятся. Надо отдать должное их транспорту – метровые броды он брал, как лужицы.

И вот я, значит, стою на этом островке с велосипедом, и мимо меня, как мимо Робинзона с Пятницей проезжает, словно корабль, этот грузовик – водитель с пассажирами недоуменно смотрят на меня, а я смотрю, как они проедут брод и идут потом по их фарватеру. Дело сделано =).

Вышел к Гольцовому. Место действительно красивое, только вот ехать вдоль берега не получается: то вид красивый попадается, по ручей глубокий – надо вброд переходить, то глубокая галька – не проехать. Иду – еду – иду. Вскоре встретил пару туристов, мужчину и женщину средних лет. Мы поздоровались, они меня на чай пригласили, я сказал, что на обратном пути заеду – все равно скоро возвращаться, а сейчас редкий момент без дождя – можно пофотографировать. Я проехал еще несколько километров, до речки Куны и повернул обратно, снова по берегу Гольцового. Завернул к ранее увиденной паре, поболтали. Они тоже москвичи, приехали в отпуск, здесь побудут, потом в Териберку поедут.  Я кое-что поузнавал про интересные места, рассказал про поездку на Рыбачий и мы попрощались. Я поехал на базу.

DSC06523 [50%]

DSC06520 [50%]

DSC06531 [50%]

День 5, среда.

база КСС – р.Рисйок – перевал сев. Рисчорр -долина р.Каскаснюнйок – перевал Умбоозерский – р.Партомйок – база КСС

база КСС – р.Рисйок – перевал сев.Рисчорр – р.Рисйок – база КСС  (пешком)

С утра снова льет дождь, не на шутку разгулялся ветер и все же около 10.30 я выходу на маршрут. Задумал несложную радиалку. Знакомой дорогой мимо водопада иду по долине Рисйок, набираю высоту. Скоро оказываюсь у перевала сев. Рисчорр, начинаю подъем. Облачность очень высокая, сильный дождь. Почти забравшись к перевалу(по gps высота – 815 м, очень близко), отказываюсь от дальнейшего подъема: видимость сильно ухудшается, с перевала наволакивает тучу; ветер очень силен. В одиночку решаю не рисковать, спускаюсь и неспешно возвращаюсь на базу КСС. Фото не делал – дождь не прекращался ни на минуту.

День 6, четверг.

база КСС – Кировск (вело)

На удивление – нет дождя. Хоть доеду сухой. К 9 ко мне зашел спасатель – мы рассчитались; дособиравшись, я вскоре выехал. Путь обратно занял чуть больше – около двух часов. В Кировске – солнце, хоть и облачно. Снова заселился в “Спорт”. Завтра ночью на поезд и домой.

[/fusion_builder_column][/fusion_builder_row][/fusion_builder_container]

Теги

Great! You've successfully subscribed.
Great! Next, complete checkout for full access.
Welcome back! You've successfully signed in.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.