Пейзаж: обработка на примере

разное 25 апр. 2013 г.

Весьма актуальный вопрос для любого фотографа, снимающего на «цифру» — это постобработка. Если речь идет о художественной фотографии, в частности — пейзаже, то тут, конечно, вкус — главенствующее чувство, руководящее процессом. Нет каких-либо однозначных правил законов. То есть, есть рекомендации, которых стоит придерживаться, но все гораздо свободней, чем, например в коммерческой фотографии.

Тут я сразу обмолвлюсь, что кадр, который фигурирует здесь, не самый удачный. Но как-то в процессе обработки я стал ентот самый процесс документировать, и оный кадр стал сам по себе темой поста. Вообще, в пейзажной фотографии мне очень нравятся «живые» кадры, не замученные графическими редакторами. И сам я для себя придерживаюсь «политики невмешательства», точнее — минимально возможного вмешательства. Надо понимать, что кадра «без обработки» вообще не существует. Если вы сняли кадр на цифру, то изображение уже прошло ряд преобразований, следовательно — обработано. Снимок, сделанный на пленку ровно также обработан — на пленке, после срабатывания затвора, произошли химические процессы, запечатлевшие картинку в искусственно созданном специалистами цветовом решении. Изображение, выводимое на монитор (не калиброванный) также претерпевает изменения — одним словом, не эталонно. Это я к тому, что мне часто задают вопрос, смотря мои фотографии: «А это фотошоп?». Разумеется, фотошоп! Важно не то чем обработали, а то как соблюсти меру.

Для меня пейзажная фотография — средство передать чувства и эмоции, полученные в единении с природой. Фотография после обработки может и не походить на исходник, да и, как правило, не походит. Все-таки, мне важнее передать именно впечатление, чувство, нежели просто объективную реальность. В этом для меня скрыт весь пейзаж.

Ну да ладно, что-то я много разглагольствую. Давайте к практике!

Вот такие снимки вышли:

  • 18 mm - f/13 - iso 100 - 1-1,6 sec*

Вся загвоздка в том, что градиентный фильтр зимой я про..терял зимой, пока съемок не было. Ну, а новый перед поездкой не досуг обрести было. Будет работать с брекентингом, т.е. несколькими кадрами, сделанными с разной экспозицией.

Кидаем равки в фотошоп, открывается встроенный Camera RAW. В принципе, двух кадров в этой сцене можно и не использовать, перепад яркостей не слишком высокий, можно и «вытянуть» небо. Но мы же легкий путей не ищем! И для наглядности берем два кадра с узкой вилкой: с экспозицией 1 секунда и 1.6 секунды. Разница в 2/3 ступени.

При проявке баланс белого на обоих снимках я уравнял, чтобы в последствии не было разницы в температуре света. На темной фотографии я немного прибрал экспозицию, на 1/3 ступени, увеличив тем самым общую разницу между снимками до 1 ступени. Все остальное — по мелочи: Highlights -10 для притенения ярких пятен в небе, чуть-чуть контраста и локального контаста (Clarity). На втором, «светлом», кадре — все по «0». На обоих кадрах отключен шумодав, включена автоматическая коррекция геометрии (снимал на Tamron 17-50).

Вот такие близнецы выходят:

Оба кадра сливаю в один файл, темный — поверх светлого. Делаю маску на темном — кликаем с зажатым Alt на иконке:

Маску проявляю градиентом по вкусу:

Выравниваю горизонт:

Кривыми в режиме наложения Luminosity чуть-чуть прибираю света, и так же чуть-чуть увожу вниз глубокие тени:

Дальше камешкам на переднем плане добавляю рельефа и фактуры за счет поднятия локального контраста. Такая фишка еще именуется HiRaLoAm (неблагозвучно, согласен! — High Radius Low Amount), то бишь задаем невысокое значение степени воздействия при довольно высоком радиусе. Хорошо помогает для выделения средней и крупной фактуры объекта.

Создаю копию слоя (Ctrl-J) и на ней применяю фильтр Unsharp Mask со следующими параметрами:

Ко всему кадру применять это не надо, поэтому проявляю эффект по маске на переднем плане и горах на заднем плане:

Ретуширую фото. Не знаю, правильно это или нет, но мне часто приходится ретушировать пейзажные снимки. Как минимум, от пыли. В этом случае — я убрал все камешки, отрезанные кадром. Ну как-то не эстетично смотрелось. О композиции этого снимка вообще можно долго спорить. Не знаю удачная она, или нет. Как-то все влево уводит взгляд, но в целом — интересно выглядит.

Работаю на копии слоя в основном Clone Tool, Patch и изредка — Content Aware Move.

Повышаю цветовую насыщенность. Не буду вдаваться в подробности, а лучше отошлю по ссылке. Прекрасная статья, и доходчиво написанная. Я частенько пользуюсь его экшенами. Напоследок - ресайз в режиме Bicubic в веб-размер и шарп. Резкость повышать можно опять же, по вкусу. В общем случае я пользуюсь экшеном Паши Косенко, немного переделанным.

Итоговая картинка:

Надо сказать, что это лишь вариант обработки. Каждый видит и воспринимает изображение по-своему. В своем видении, я донес то, что хотел передать в кадре. По мне так нравится в этом варианте, но разумеется, можно и еще «покрутить». Здесь все довольно просто: карточка изначально нравится, нет сложностей в проявке и больших «бутербродов» в ФШ.

Теги

Great! You've successfully subscribed.
Great! Next, complete checkout for full access.
Welcome back! You've successfully signed in.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.