В этот день нас подстерегла поломка на полпути к полуостровам: разбило подшипник ролика кондиционера на одном из «Патрулей». Пришлось брать его на буксир и ехать в Мурманск. Выпал целый день, но запчасти были найдены и поломка починена. Из кондиционера пришлось вынуть все внутренности — ну зачем танку ненадежный узел?..

Я же тем временем отделился от группы, поскольку для починки хватало с излишком, и поехал на хребет Муста-Тунтури.

В годы Великой Отечественной этот хребет был укрепленным районом немцев, настоящей цитаделью, удерживаемой отборным горно-егерским корпусом «Норвегия». Советские войска до 44 года (начало Петсамо-Киркинесской операции) были, по сути, заперты на полуостровах Средний и Рыбачий, ведя отчаянную оборону.

Муста-Тунтури («Черная гора») — это горный кряж, перешеек, протянувшийся с запада на восток на 5 километров, отделяя собой матерый берег от полуостровов. Высота хребта около 300 метров.

Немецкие позиции здесь были в большом преимуществе: снабжение поставлялось на хребет с помощью канатной дороги из города Петсамо (ныне это Печенга). Также была построена тыловая дорога снабжения из того же города. Советские войска не могли рассчитывать на стабильное снабжение: воздух контролировала немецкая авиация, морской путь с 42 года был опасен — немецкие подводные лодки бороздили Баренцево море, прерывая путь конвоям снабжения.

Огневая позиция:

Вид с хребта на юг:

Осколки снаряда: