Мурман – 2012. Из Эйны в Печенгу по Швабенвегу.

Россия 22 авг. 2012 г.

Утро — на то оно и утро, чтобы начинаться рано. Я всегда в экспедициях просыпаюсь спозаранку, и оттого располагаю временем чтобы по фотографировать и посмотреть окрестности. Так и в этот раз, пораньше проснувшись, я забрался на рядом стоящую высокую вараку (гору, как её называли лопари). На самом деле, поднимался я из корысти любопытства, но меня ждало огорчение — телефон не ловил сеть и здесь. Зато вид великолепный!

Здесь же поставлен крест. Такие места поморы называли «глядень» — смотровая площадка. Этот крест довольно свежий. Вообще, поморские кресты — это дань традиции. В старину помор ставил крест по разным случаям: потрепала ли его буря в море, да смилостивившись, отпустила; по удачному улову, обету и пр., причем любой такой крест составлял собою средство навигации — его стороны всегда ориентированы в стороны полюсов.

Пока мы собирали лагерь, прилив сменился отливом, стало слегка штормить, поднялся ветерок и морось — все это прямо говорит о скорости наших сборов ;). Хотя, не буду лукавить, в этот день мы выехали раньше обычного, в 12:20.

Расстояние от Эйны до Большого Озерка — плевое дело, проходится быстро. Только вчера, на базе метеорологов, я разговаривал с бывшим военным, служившим здесь, на Озерка до расформирования и консервации. Люди ушли, и жизнь ушла отсюда вместе с ними. Безотрадно и жутковато смотрят на путника черные глазницы заброшенных зданий. Здешний климат очень быстро пережевывает все созданное человеком. Может, это и к лучшему, кто знает?

Мы быстро проезжаем полуостров Средний по восточному берегу, с ходу берем Муста-Тунтури и выкатываемся на «пароварку». Это нарицательное название немецкой тыловой дороги. На старых немецких картах значится поселок Porovaara у Печенгской губы, и по его названию дали имя этой дороге. Другое название «Shwabenweg», швабская дорога.

Это была немецкая артерия снабжения. Начало она брала из Петсамо (ныне Печенга) и выходила на хребет Муста-Тунтури. Вдоль дороги имелась линия телеграфа. Интересное дело: ни для кого не секрет, что немцы — хорошие инженеры-строители, и во всем знаю толк и расстановку. Так и здесь. Из Петсамо шла линия канатной дороги снабжения до Новой Титовки, откуда шли два уса, один на Муста-Тунтури, другой... дай Бог мне памяти — забыл.

Дорога, несмотря на семь десятков лет, легших на неё без всякой жалости, в неплохом состоянии. Много промоин — ничего не попишешь, вода камень точит. Сгнили и развалились мосты.

Местами эти мостики приходится объезжать стороной.

На такие только легковушка влезет:

Дорога петляет меж сопок, то спускаясь, то поднимаясь, и с высоких точек можно оглядеть вид каменных пустыней на многие километры вокруг:

Фотостоп:

Спустя сорок с небольшим километров от Муста-Тунтури, «пароварка» входит в зону леса, спускаясь к Печенгской губе:

Вот тут есть одна загвоздка: дальше лежит через брод, а за бродом — военный полигон-стрельбище. Солдаты в оцеплении говорят нам, что стрельбы продлятся до 21 часа. Почти три часа коротаем на берегу, готовя и кушая рыбу на углях. Оцепление тем временем снимают, стрельбы прекращаются, но теперь надо ждать куйпогу (малую воду). На прилив брод не взять — ватерлиния по крышу.

Ждём еще полтора часа и пускаем штурмана мерить брод:

Вот теперь ничего, едем!

Брод проехали на раз, проехали и полигон. И хоть кому-нибудь было б интересно — нет, даже КПП пуст. Заехав в уже затемно в Печенгу, мы отправились в один из каких-то ЗАТО и там ночевали.

Теги

Great! You've successfully subscribed.
Great! Next, complete checkout for full access.
Welcome back! You've successfully signed in.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.