Полярный Урал – 2016

В сентябре 2016 мне посчастливилось побывать в удивительном северном месте – на Полярном Урале, в местечке на реке Собь, что находится между Воркутой и Салехардом. Забегая вперед, скажу, что это было настоящим открытием года. Доехать сюда из Москвы – просто надо сесть на поезд до Лабытнанги, и выйти из него через пару суток в совершенно другом мире, среди тундр, гор и рек.

Я приехал сюда именно так, на поезде, в фототур к Сергею Карпухину. Лабытнангский поезд не останавливался на нужной мне станции 110 км, поэтому пришлось семь километров прогуляться обратно от станции Собь.

Хоть и с полным рюкзаком – но то приятная прогулка, особенно после почти 2 суток в поезде.

Станция 110 километр – это тлен и уныние среди величественных пейзажей гор и долины Соби. По масштабу разрушенных построек видно, что поселок был добротный, но люди уехали в поиске лучшей доли, и время сделало свое дело...

Прямо с окраины поселка можно снимать рекламу для РЖД:

Я раньше написал, что приехал в фототур... Хотя это лишь отчасти можно было назвать именно фототуром, и это хорошо. Даже отлично. Часть нашей компании увлекалась фотографией, а часть приехала сюда вообще по другим причинам: отдохнуть, погулять по грибы, насладиться природой. Не было сплошь фото маньяков, бегающих за кадрами – от это был прекрасный баланс между фотографией и треккингом.

Каждый день мы ходили по окрестностям. Опционально, фотографы вставали на рассвет (видимо это был только я), и на закат. Выходили ночью снимать северное сияние – по временам оно светило очень ярко!

Надо бы дальше рассказать о природе и пейзажи показать, но оставлю все это на потом. Потому что прежде всего эту поездку сделала удачной собравшаяся компания.

Мы идем к водопаду, кажется это был поход в сторону Нырдывоменшора:

На фотографиях кажется, что вокруг – сплошное поле, и идти по нему одно раздолье. Но кто бывал на севере, знают, что это не так! Идти по тундре – это все равно что идти по мокрой мочалке. Ноги вязнут, кругом мокро. Местами встречается стланник или заросли ивняка – хрен продерешься.

Попадаются в таких зарослях чистые речейки, из которых можно спокойно пить воду. Конечно, не кипятя:

Вот тот день мы порядочно прошагали к водопаду. Он небольшой... Ну и не фотогеничный – расположен так, что хорошего света там не дождешься. Зато прогулялись славно!

Надо же и об организаторе сказать. Сережа – вымирающий вид путешественника! Настоящего путешественника, который исследует просторы нашей большой и прекрасной страны, каждый раз забираясь в такие далекие и интересные места, которые я только во сне мог видеть. Любимая область его путешествий – Якутия. Категорически рекомендую подписаться на него в ЖЖ и читать рассказы об экспедициях!

Сергей – хороший организатор! У нас все всегда было: и впечатления, и кадры, и голодными не оставались.

Помнится, вечером того дня, когда ходили к водопаду в обратную сторону даже как-то тяжелее идти было, несмотря на то, что дорога шла под горку.

В один из дней мы пошли погулять от поселка Полярный, где мы жили, на север, в поисках оленеводов. По слухам, пилить до них было довольно далеко, но так оказалось, что мы через каких 6 или 7 километров встретили чум с семьей оленеводов. Мы пообщались с ними, пофотографировали. Оказалось, что их семейство вечером собирается уехать по своих каким-то делам в Воркуту...

В общем, дальше мы, конечно, поступили неправильно... но соблазн был велик, и мы поддались ему: вернулись в лагерь, взяли спальники-коврики, и вернулись ночевать в чум. Было чертовски круто! Ночью большая часть группы долго фотографировала сияние. Это надо было видеть! Бегали, светили фонариками, советовались... Меня первым сморил сон – сияние было не особо мощным, да и чум особого сюжета и достойной композиции не строил.

Как-то ходили к границе миров на станцию Полярный Урал:

В другой день последние местные обитатели поселка подкинули нас на ГТТ в долину Малой Пайпудыны, где мы нашли стало оленей и оленеводов.

ГТТ – это адский транспорт! Это исчадие сатаны из стали и чугуна. Оно идет везде, даже там, где, казалось бы, не пройдет ничто. Еще оно плавает. Тащит этого монстра уполовиненый танковый двигатель V8, около 15 литров объема. Жрет соляру ведрами – около 1 литра на 1 километр. Идеальный транспорт для тундр! После поездки на броне копоть с себя можно счищать лопатой.

Да, я же прежде писал, что ехали мы в поисках стада оленей. И нашли его в склоне горы, оленеводы как раз перегоняли его к стойбищу.

Олени – удивительные животные! Они внимательны. Чутки.

Любопытны, но осторожны!

Грациозны.

Некоторые из них залипают:

А некоторые такие смешные!

Ну и да, я же за пейзажами ездил туда. И оно там тоже было. Временами они были суровыми:

Но в основном природа нас баловала и чудесными закатами с яркими и глубокими цветами:

Почти во всех сюжетах главный герой – горный массив Рай-Из. Он сам по себе очень выразителен, и еще свет и утром и вечером его очень выгодно подсвечивает.

Река Большая Пайпудына:

Северная железная дорога на закате:

Рассвет на реке Собь:

Рай-Из и река Собь на рассвете: