Выделил эту поездку в отдельный пост, хоть она и укладывается в рамки Кавказской поездки, но оказалась чертовски насыщенной и любопытной.

15 сентября. День 13.Нохчийчоь.

23:30. До отправления поезда ещё 3,5 часа. Скоротать их мне помог зал ожидания Минеральных Вод. Спать хотелось сильно, я улёгся. Через час меня разбудила какая-то тетка с в форме РЖД, я спросонья подумал «чё за дела? сейчас примут!». Но она всего лишь заявила, что зал ожидания платный, стоит ₽10. Я внес сию лепту в благосостояние РЖД и снова уснул. В 02:30 я проснулся, как раз объявили, что поезд №686 подан на хз каком пути.

Я пошёл искать состав, искал минут 10, потом спросил у товарища, мирно шатающегося по перрону, где поезд. Пришлось спрыгнуть с платформы и пройти через 4 пути, прежде чем я нашёл состав. Он стоял за товарняком, поэтому его видно не было.

Поезд состоял из старого ВЛ-60 и двух вагонов-плацкартов. Во втором вагоне я обнаружил странного вида проводницу, она показала мне вагон. Вагон был уже наполнен на 2/3 спящим народом, что показалось мне странным — поезд только что подан, и был местного формирования. Ближе к отправлению народ постепенно начал прибывать и я решил найти свое место, оно вскоре обнаружилось.

03:06. Точно по расписанию отправились. Минут 10 я сидел и пырился в окно, но ничего узреть там не мог — темно, хот глаз коли. Взял у проводницы постельное белье и расстелился, сразу уснул. Через три часа проснулся от шума — разлепил глаза — оказалось в вагоне народу огого сколько! Плацкартный вагон превратился в общий, на одной плацкарте в некоторых купе сидело по 4 человека. Я присел, тут же на мою сидушку хотел усесться какой-то товарищ, но я место не уступил и улегся спать дальше.
Дремал. Спал. Опять дремал. Состав перецепляли за всё время раза 3, сейчас шли на тепловозе. Остановки были каждые минут 15-20. В 10:30 остановка в Аргуне. За Аргуном, на дополнительных путях, на открытых платформах стояло немалое количество бронетехники. Иногда встречались боевые расчёты, окопавшиеся около путей. Рядом с железнодорожными переездами тоже иногда встречались блокпосты. В 11:00 остановка в Гудермесе. В 11:30 долгожданный Грозный. Вышел с вокзала, даже не завоевав внимания милиции, сразу пошёл к магазину. На кассе я сначала не понял, что ко мне обратились по-чеченски. Но русский здесь знают все.

Перекусив, я отправился искать дорогу к центру города. По карте казалось не больше 2 километров. Вскоре вышел к главной мечети. Грандиозное строение. Громадное, с четыремя роскошными, высоченными минаретами. Я перешёл перекресток у поста ДПС и вышел на территорию мечети. Здесь всё опрятно — постриженные газоны, ни соринки. Вход на территорию оказался один — через металлоискатель, через него я и прошёл. На входе мной заинтересовался охранник, но поняв, что я мирный дал благословение на вход.

Внутренний двор оказался не менее величественным и красивым, чем само здание мечети, куда я зашёл, пройдя через двор. Снял обувь у входа и прошёл через ещё один металлоискатель. Стоял, разинув рот минут 10, очарованный восточными красотами. Узоры, убранство... С небес меня спустил ещё один товарищ, которого заинтересовала моя поясная сумка. Он тоже оказался стражем храма и попросил меня оставить сумку у входа. Я оставил, почему нет?

Осмотрел храм, заснял немного в цифру и двинулся дальше. Дальше — это в сторону центрального рынка. Карта мне ничего вразумительного не сказала (нет-нет, это не географическо-топографический кретинизм, я с картами нормально управляюсь, однако эта карта представляла собой лишь план города, без обозначений и достопримечательностей).
Навигатор тоже сотрудничать со мной не хотел, так как там был лишь общий план города. Снова я поспрашивал местных.

Путь прошёл через здание городской администрации, на нём растянуты 2 плаката — угадайте кто? Конечно, Ахмад и Рамзан Кадыровы. За администрацией, свернув налево, надо было перейти дорогу, но желания у водителей пропустить меня начисто отсутствовало. Кое-как перебежал. Минут через 10 дотопал до рынка, он напоминал крепость — вся торговая площадь огорожена двухэтажным зданием по кругу, также играющим роль торговых площадей.

Сам рынок ничем не примечателен. Купил тюбетейку. Теперь я свой. На выходе с рынка располагался автовокзал, что мне и было нужно. Автовокзал оказался пригородным, а я собирался уехать в Махачкалу. По совету диспетчера сел в маршрутку №1, чтобы доехать до западного автовокзала. Жара просто адская, а ещё называется бархатный сезон. Хорошо, хоть место у окошка попалось. Дворами выехали уже к знакомой мечети. Дворы, кстати говоря, очень хорошо описываются Лермонтовскими строками: «Смешались в кучу кони, люди».

Водят здесь отчаяно, я в этом позднее ещё не раз убедился. Сейчас водила слегка жарил, по проспекту мы ехали 100 км/ч. Дорогу постоянно перебегают огалтелые пешеходы-смертники. Таким экспрессом через 15 минут я был на автовокзале. Судя по карте, это где-то в районе Черноречья. На вокзале ничего хорошего меня не ждало, ибо автобус на Махачкалу ходил один в день, транзитный из Кисловодска, и прибывал он только в 16:30, то есть через 2,5 часа. Диспетчер сказала, что он к тому же, запаздывает. И еще подсказала, что мне лучше в таком случае добраться до автостанции «Минутка» неподалеку отсюда.

Доехал на маршрутке №7, это был благовидный Ford Transit. Вышел по совету бабульки на непонятной остановке, прошёл через какие-то трущобы прям к автовокзалу. Но и здесь ничего похожего, вроде автобусов на Махачкалу не было. 3 маршрута уехал утром и до сих пор не вернулись. Я сел на маршрутку до Хасавюрта. Через 10 минут маршрутка наполнилась народом, пришла бабка и собрала дань со всех. Тронулись. Проехали Аргун, Гудермес. Водитель снова свирепствовал — я не помню момента, когда стрелка спидометра опускалась ниже 80 км/ч. Место у меня было прям за водительским сиденьем, так что я воочую наблюдал за всей лютостью здешних дорог. Не раз на дороге встречались военные колонны - замыкающими были бронированные «Уралы» , между ними ехало от 4 до 6 БТР. Но и здесь наша газель не тормозила. По каменистой обочине водила жарил 110, внутри трясло как в тракторе. Да и вообще, я не думал, что газель с 14 пассажирами может стабильно ехать 130 по прямой и почти 140 с горки.

Притормозили только на границе Чечни и Дагестана. Погранец в броне с АКМ заглянул в салон и ушёл. На въезде в Хасавюрт начались пробки. Минут через 10, потолкавшись, проехав мост, водитель всех выпустил, сказав, что пешком мы дойдём быстрее. Сразу на автовокзал я не пошёл, решил прогуляться по городу. Зашёл на рынок — это прям-таки восточный базар. Развалы, в основном продуктовые, шум, гвалт. Здесь же проезжая часть, оккупированная пешеходами. Мне даже этот городок стал симпатичен за его разбитые дороги, обшарпанные низкие дома, суету. Но дорога зовёт — с рынка я вышел к автостанции, где сел на Ford Transit до Махачкалы. Поехали дальше. Путь до Махачкалы ничем интересным не запомнился. Водила снова был суров, жарил 120 стабильно, за окном были степи, немного поросшие травой.

К 18:00 я въехал в Махачкалу. На въезде стояла стелла «Махачкала», за ней блокпост, весьма серьезный, с огневой точной и военными в броне. Всё это огорожено мешками с песком, рядом стоит БТР. За этим постом маршрутка встала в пробку. Я счёл лишним стоял в ней и вышел. Как раз на пути показался автовокзал, взял билет на завтра до Кисловодска в 17:55. Надо было озаботится ночлегом, для этого сначала надо было съездить на вокзал, узнать есть ли там комнаты отдыха. Справившись у аборигенов, сел в маршрутку №17.

Железнодорожный вокзал оказался в другой части города, что позволило мне вкратце осмотреть город из окна газели. Интересно, что здесь в маршрутках деньги за проезд принято отдавать в конце поездки. O tempora, o mores!

У вокзала я вышел, тут же случилось приключение. Я подошёл к постовому без задней мысли. Хотел спросить о гостиницах поблизости и о наличии банкоматов. Информацию я получил, но взамен служитель порядка захотел лицезреть мои документы. Пока жандарм смотрел паспорт, я заметил, что дядя в маске, стоявший неподлёку у кпп, рядом с памятником Махачу Дахададзе, держал меня на мушке. Неприятно. Милиционер предложил пройти в отделение, благо это оказалось через дорогу. Я ничего против не имел, напрягало только то, что скоро солнце сядет, а я хотел засветло ещё в море покупаться. Господа милиционеры слегка удивились, узнав, что я просто путешествую здесь, но посмотрел мою поясную сумку и убедившись, что я не представляю общественной опасности отпустили побыстрей. Ещё и рассказали, как пройти к городском пляжу.

Сначала я зашёл в гостиницу рядом с вокзалом, но там номера начинались от ₽400, что было для меня дорого. На вокзале же предложили место в 4х местном номере за ₽200. Остановился здесь, оставил свою поясную сумку и пошёл на пляж.

Чтобы выйти к пляжу, надо было перейти пути внизу у вокзала, а тут, как назло приехал поезд Москва – Баку, если мне память не изменяет. Пришлось обходить состав.

Наконец я вышел к морю! После такого дня это было просто прекрасно, занырнуть в море. Несмотря на то, что никто не купался, солнышко садилось, а вода была прохладной, это было прекрасно. Я сделал несколько заходов. Оделся, ещё с полчаса посидел на набережной. Пошёл к вокзалу, там зашёл в кафе, покушал. Около 10:00 лёг спать.

16 сентября. День 14. Дагъистаналъул Республика.

Хорошо поспав, я покинул гостиницу. Погода стояла гнусная, в отличие от вчерашней солнечной и тёплой, сейчас лил дождь. Но всё ещё было довольно тепло. Судя по набежавшим тучам, всё это затянется на весь день, а может и больше. Я сразу отправился на Родопский бульвар, находившийся неподалеку от вокзала. Своим появлением он обязан болгарским строителям, которые восстанавливали Махачкалу после земля трясения в каком-то волосатом году. Постарались строители на славу, бульвар действительно красив. Походил здесь, пофотографировал, посмотрел на море. Но купать в такую погоду особого желания не было.

Дальше мне была интересна ещё одна достопримечательность — гора Тарки-тау. До неё gps показывал 4,9 километра, поэтому я решил пойти пешком. Шёл переулками, через проспект Ленина, опять переулками к кинотеатру, оттуда уже вышел к подножию. Путь на гору оказался не так уж прост, но из-за угла подъёма, а из-за того, что всё подножие было просто усеяно домиками и постройками. Приходилось искать небольшие переулки и лазейки между участками и заборами. Вот так потихоньку, уровень за уровнем понимаясь наверх. Таким образом я вышел к кладбищу, по тропинке которого, да простит меня Аллах, прошёл ещё выше. Угол нарастал, но особого труда подъем не доставлял. Я долез до последнего рубежа — скал, метров 15-20 высотой, выветренных. Поскольку ни одной души в округе я не наблюдал, то спрятал под огромным камнем свои вещи и полез наверх налегке, взяв только фотоаппарат. Быстро залез.

Наверху вид открывался просто прекрасный — несмотря на лёгкий туман, отсюда было видно всю Махачкалу, город-спутник Каспийск, да и само Каспийское море-озеро представало в полной красоте. Налюбовавшись, я полез вниз. Почти спустившись, я совершил глупость, мне свойственную — наступил на мокрый камень, лежащий под хорошим углом. Конечно, сразу полетел вниз. Немного прокатился по склону, всё обошлось. Только испачкался немного и промок окончательно. Дальше спускался уже другим путём, через какие-то трущобы.

В итоге поднимался я около 1:20, а спуск занял 20 минут. По пути узрел центральную мечеть, которую хотел посетить. Опять зарядил дождь, я укрылся в кино, так как времени было достаточно, решил посмотреть «Рок-волну». Зал оказался один, зато какой! По-моему на 820 мест, капитально! Народа практически не было, я уселся в центре. А потом и улёгся, сняв обувь и протянув ноги на впередистоящее кресло. Тут опять не без приключений. Я не заметил рядом сидевшего охранника, который оказался недоволен моим лежачим положением. Это конечно было наглость, я извинился. Просто слегка устал и промок, поэтому расслабился и развалился. Охранник оказался молодым аварцем лет 20, предложил мне покинуть зал, на что получил отказ. Позвал ещё какого-то сотрудника, но убедить им меня не удалось, уж сильно фильм интересный был. После фильма я, покидая зал, почувствовал какие-то недоброжелательные взгляды. Впрочем, обошлось.

Выйдя из кино я направился к мечети, отсюда это заняло 10 минут ходьбы. Мечеть оказалась также немаленьких размеров, менее торжественная, чем в Грозном, но всё же очаровывающая своим внутренним убранством. Провел здесь 15 минут. Продолжил движение в сторону... а чёрт её знает, какую! Пошёл в сторону моря. Вышел на знакомый уже Родопский бульвар, оставил его в стороне, уйдя на пляж. Нашёл какой-то пенопластовый блок, сделал из него сидушку и уселся на береговой линии, опустив ноги в воды. Это запомнилось, как ничто другое в этой поездке — ни мечети, ни горы. Иногда полчаса спокойного созерцания воды для меня в такой обстановке — лучше всего, что я только мог бы пожелать.

Так, к 16 часам я начал путь к автовокзалу. Я не торопился, поэтому часть пути хотел пройти пешком. Надо сказать, сделал правильно. Идя по дороге к морскому порту, заметил щенка, беспрестанно бегающего и скулящего около канализационного люка, накрытого бетонной плитой. Сначала я не придал этому значения и прошёл мимо, но пройдя метров 20 оттуда, захотел проверить. Вернулся. Оказалось, что под плитой, в канализации, ещё один щенок. Наверное упал. Или кто-то его сбросил и прикрыл плитой. В общем я еле-еле скинул эту хреновину с люка, спустился и достал щенка. Он выглядел измученным, но не исхудалым. Щенок обнюхал своего брата и убежал с ним в неизвестном направлении.

Пошёл дальше, время уже было около 17, стоило поторопиться, поэтому я, опять прибегнув к помощи аборигенов сел на газель, которая домчала меня до автовокзала. Я вышел чуть раньше, так как здесь опять образовалась пробка. До отправления оставалось 20 минут, я потратил их с пользой — зашёл на рынок. Он здесь довольно большой, так, что пока я ходил по рядам, подошло время отправления. Купив покушать в дорогу, я вышел на автовокзал, прямо к автобусу. Им оказался старый Икарус 256 бело-зелёной расцветки. Отправляться он пока не собирался. Водитель сказал, минут через 15 поедем. Как раз есть время покушать. После трапезы залез в автобус, нашёл своё место. Оказалось в середине салона, у окна. Только вот спинка была сломана — она держалась только в крайнем откинутом положении. Впрочем, это даже хорошо оказалось, скоро уселась бабка, которая всё требовала, чтобы я поднял спинку, а то у неё безразмерное пузо не вмещается. Пришлось объяснить, что никак нельзя эту спинку поднять, она сломана! Минуты за 2 до отправления в салон влетел высоченный мужик, под 2 метра ростом, худощавый калмык лет 50. И надо же было такому случиться, что его место соседним с моим. Простора было не так уж и много, а тут ещё он уселся и чуть не произошёл со мной коллапс. Притом он сразу уснул. Нет, даже вырубился. Так быстро не засыпают. Автобус тронулся, через несколько минут уже ехал по «бакинке», трассе Ростов – Баку. Ехали вдоль моря, километрах двух от него. Видимость была хорошая, так как рельеф отсутствовал. А точнее — представлял что-то наподобие астраханских пустынь. Степь, с малым количеством растительности и какими-то корявыми, невысокими деревцами. Скоро солнце село и стало скучновато пыриться в окошко, я потихоньку стал кимарить. Около 23 была остановка в Кизляре. Объявили 40 минут, стояли около часа. Делать в потемках было нечего, я немного прошвырнулся по окрестностстям. Здесь надо быть засветло. Город славится своим коньячным производством, а также делает славное холодное оружие.

В 12 отправились дальше. Началась культурпрограмма, включили телевизор, поставили dvd с каким-то фильмом, уже не помню, хотя и досмотрел до конца. После фильма уснул. Проснулся от какой-то суеты, оказалось — блокпост, граница республики Дагестан и Ставропольского края. Это означало, что всем личностям мужского пола надо покинуть автобус и перейти пост пешком, отдать на проверку паспорта. Проверку прошли все и, сев в автобус, поехали дальше. Я опять уснул. Проснулся уже в Минеральных водах, где стояли 10 минут. Я вышел подышать воздухом, оказалось бодряще прохладно. Через обещанные 10 минут отправились в Пятигорск, стояли полчаса, у меня уже была идея поехать на электричке, чтоб столько не ждать. Но не стал. Следующая остановка — Ессентуки, я вышел, время — 06.20.

Вся поездка оказалась занимательной, несмотря на временные лимиты, я успел кое-что увидеть. Грозный мне представился не таким уж и грозным, каким его представляют СМИ. Ситуация там действительно напряженная, но не более того. Народ — добродушные люди, никак не проявляющие агрессии к путешественнику. Можно рассчитывать на понимание и помощь. Махачкала — вполне уютный город, хоть и порядочно обшарпаный. Надеюсь побывать в этих прекрасных краях ещё раз.