Сванетия – 2016

Весна на дворе, деревья расцветают, красота... Значит, пора рассказать про то, как я провел эти новогодние праздники! Самое время.

Мы ездили в Грузию, причем в самых её отдаленных высокогорный уголок – Сванетию. Но не все сразу... Забрасывались по-разному. Мои друзья, например, втроем выехали заранее до Нового года из Москвы на автомобиле, и неспешно ехали в Тбилиси, посетив друзей в Ростове-на-Дону, заехав на Домбай. Я с супругой собирался лететь на самолете, но супруга за некоторое время поездки решила не ехать – мы узнали, что она беременна! Жена отправилась отдыхать на новогодние праздники к родителям, я же в одиночку полетел в Тбилиси с пересадкой через Стамбул. Кстати, несмотря на невозвратные билеты у Pegasus, мне за отмену вернули около €40. Еще двое наших товарищей приехали к нам уже после НГ, прилетев в Тбилиси и взяв прокатную машину. Это отдельная длинная история! Рекомендую прочитать её в оригинале здесь.

Я прилетел в Тбилиси с задержкой поздно ночью, вернее рано утром, пока доехал до жилья, где обнаружил сонное царство. Оказалось, автомобильная троица приехала только этой же ночью. Несколько дней мы тусили в Тбилиси, встретили Новый год, – об этом я, наверное, кратко напишу отдельно. 2 января рано утром мы отправились из Тбилиси в Местию – столицу Сванетии. Путь не близкий, километров около 500, причем последняя часть, километров 120 – это горный серпантин. Я в машине спать не умею, а вот для кого-то это – раз плюнуть.

Заехали посмотреть на Ингурскую ГЭС:

До Местии осталось совсем немного, встречаем закат в горах:

В Местию мы приехали затемно. В этот вечер был квест по поиску жилья. Так вышло, что в том гесте, где у нас была бронь, замерзла вода в трубах и в туалете, в общем – настоящая гуманитарная катастрофа. Хозяйка отправила нас к своему другу на другой конец городка, мол, там хорошее жилье. У друга жилье оказалось походим на казарму, при выдыхании воздуха явно был виден пар изо рта... Пришлось отказаться. Гест по-соседству с виду оказался ничего, мы даже в него заселились... но через час снова съехали – холодно. Наша команда разделилась – я с моим тезкой, Антоном решил вселиться в соседний гест – там хоть пластиковые окна были, и целых +10 внутри. Женя с Дашей вселились в гламмурный отель через дорогу от нас – там было реально теплее, цивильней, но вдвое дороже.

Может сложиться впечатление, что с жильем в Местии все ужасно. С одной стороны, это так. Но с другой... В день приезда в Местии был ядреный колотун, почти -20 градусов, что довольно редко здесь бывает. Обычно теплее, легкий минус от 0 до ... -5-7, в такую температуру жить вполне сносно. Строения в основном либо деревянные, либо какие-нибудь каркасники, летние домики. В Местии нет газа, и все-все-все, за редким исключением, топят свое жилье электричеством (!). По словам местных жителей, за электричество платит только бизнес (гостиница, кафе, и т.п.), для остальных оно бесплатно. Отчего же не топить халявой. Пару раз мы наблюдали, как весь город погружался во тьму – ложилась не то городская подстанция, не то еще что... По, что везде постоянно выбирает автоматы – это нормально, причем их не торопятся включать. Сваны вообще непритязательные люди, хоть гостеприимные и добродушные. Суровые, одним словом.

В старой части города дома каменные, и я не раз, заходя в кафе в таком здании, где внутренняя температура не сильно отличается от уличной, видел, как сидит хозяйка или хозяин в какой-нибудь накидке из шерсти, и занимается своими делами, как ни в чем не бывало... При этом я, вроде бы любитель прохлады, околеваю в четырех слоях одежды.

В общем, это все бытовые мелочи, которые никак не повлияли на впечатление от поездки. Как хороша Местия вечером – это с лихвой позволяет закрыть на все глаза. Вечером, с наступлением сумерек, включают подсветку боевых башен. Ими пользовались как складами и оборонительными крепостями.

Прямо с порога нашего геста открывался вид на массив Тетнульди... Ну не прекрасно ли?..

Конечно, вечерами мы устраивали прогулки по городу, подбираясь к интересным местам вплотную:

И днем Местия хороша!

Ах да, мы же в Местию приезжали катать на досках и лыжах ведь! Ну что об этом рассказать, не знаю даже. Фотографий каталки у меня немного, я больше предпочитаю на горе катать, чем возить с собой фотоаппарат. Наверное, я лучше еще раз прорекламирую пост от Антона, и пост Жени – у них свои версии нашей поездки, и есть фотографии с каталки. Если у меня появиться желание и время, я позже что-нибудь также опубликую.

Мы надеялись, что к нашему приезду откроется новая каталка неподалеку от Местии – Тетнульди. Но она не открылась, не успели грузины со свойственной им расстановкой и неторопливостью к сезону запустить. Мы катали на Хацвали. Эта горнолыжка сравнительно небольшая, но нам удалось растянуть удовольствие на несколько дней и не скучать. Основная трасса не слишком интересна, кроме крутого могульного склона. Зато вокруг трассы, если отойти 10-20 минут пешком, мы раскатали окрестные кулуары, и это было круто. Везде встречался нераскатанный пухляк с лесом, короче катать было где!

Интересно мы выбирались обратно: если по пути в Местию, мы гадали «А будет ли снег?..», по пути обратно, мы гадали «Сможем ли мы выехать?..». За время нашего пребывания в Местии, выпало много снега. Нет, очень много. И по Местии ходили слухи, что те люди, которые выехали за два-три дня до нас, пробивались чуть ли не сутками, ждали грейдера или бульдозера, ну и прочий мрак. Мы выехали из Местии рано утром, и сравнительно легко пробирались. То есть, буксовали, машину мотало, Женя за рулем больше напоминал капитана корабля за штурвалом в шторм. Но мы, по крайней мере, ехали. Еще у нашего пепелаца Suzuki SX-4 после постоянных подъемов на каталку на полном приводе временно умер полный привод, и весь путь до Москвы машина ехала на переднем приводе.

Весьма полезными оказались цепи, на снегу тачка гребла и цеплялась за всю хурму!

Мини-лавину пробивали с ходу, помогая лавинной лопатой:

На этом все... Мы доехали до Тбилиси, но в Москву выбирались кто как мог – об этом интересном нюансе я напишу в следующий раз. Мой совет – в Сванетию надо ехать. Даже не стоит размышлять на эту тему. Летом или зимой – неважно.