Полная Чухлома 2011. Путь к дому.

В очередной раз утро встретило нас трескучим морозом. –17… Все померзли, кроме меня, наверное. Я прекрасно спал. А кто-то топил палатку плиткой и газовой лампой.

Замерзло все, что только могло замерзнуть. Воду в канистрах еле растопили. Хлеб напоминал строительные блоки. Грязь на машинах забетонировалась так, что у некоторых соседних экипажей не поворачивался руль. Топор в помощь, что ж. Многие машины примерзли и с трудом трогались с места. Только вот это чудо очень бодро укатило:

Пока мы собирались, случилось еще одно происшествие. Резкий крик, шум двигателя… в соседнем лагере умудрились наехать на фотографа, пока тот лежал на земле. Первая мысль, конечно, была безутешна. Я бросился к  пострадавшему, вокруг которого моментально образовалось кольцо людей. Кто-то разорвал штанину и мы осмотрели ногу. Пока я требовал найти внутримышечное обезболивающее, выяснилось, что все обошлось. Перелома не обнаружили, моторика пальцев ноги и ступни в порядке. Черт побери, как хорошо. Пострадавшему дали “нурофен” (а кто-то и водки предлагат дать ;-)), и он вскоре поковылял в сторону своего лагеря. Боец!

Лес манит и чарует. На тонких ветках серебрится иней. Иней сковал траву и мелкая, едва заметная поземка, поднимается и каждом дуновении ветра. Мы выезжаем из лагеря.

Прощаемся в экипажем Гномов на Патруле – им надо быть в Москве к вечеру. В нашем Патруле сдохла печка, и теперь ехать в нем стало совсем печально. Одним экипажем мы добираемся до автозапчастей в Галиче и мастерим здесь чудо нано-инженерии: новую печку из мотора от “Газели” и крыльчатки от “КАМАЗа”. Изделие подвергается длительной отладке, и в итоге кое-как работает на трех саморезах, кусочках резинового шланга и, как водится, “какой-то матери”.

Между тем, пока отлаживалась печка, добрые люди варили нам жесткую сцепку для Террано. Дело небыстрое, мы успели решить еще несколько мелких вопросов. К вечеру сцепка была готова, мы зацепили усопшего Террано и поехали таким автопоездом по уже покрытой темнотой Костромской земле.

Ровно здесь и начинается самая драйвовая часть. Поначалу Террано поехали Миша с Яной – экипаж Гризли. Как должно понимать, в незаведенном Террано печка не работала и внутри, даже шаманствуя газовой плиткой было не слишком тепло. Где-то за Судиславлем, километрах в 70-ти от Галича, мы остановились на ужин и поменялись местами. Теперь в Террано сел я и Сашка. Подмерзших Гризлей мы отправили греться в теплый Патруль с отлаженной печкой.

Первое время мы с Сашкой не бедствовали – у нас в арсенале была керамическая газовая плитка, газовая горелка и газовый резак и небольшой запас полупустых газовых баллонов. Поначалу мы устроили в машине такой Ташкент, что на нас отовсюду капало. Капало с потолка, с дверных арок и из-под лобового стекла. Было хорошо. Вот только где-то в Иваново газ взял и закончился… Машина замерзла моментально и вопросы по рации “Как вы там?” уже не казались веселыми. Мы укутались в спальники и приготовились к зимовке. Я живо вспоминал историю освоения Арктики и Антарктики, вспоминал подвиги Пири и Скотта, Нансена и в особенности – Амундсена.

Сашка мирно дремал, а я каждые 15 минут пинал его с вопросом “Саня, ноги?!”. Мы уже ставили под сомнение существование тепла на земле. Кажется, это выдумка.

Тем не менее все имеет свое завершение. Только вот конец на этот раз пришел сцеплению нашего Патруля, героически тащившего Террано на себе без малого 350 километров. Прямо на объездной потянуло запахом паленого – стало понятно что к чему. Двигались мы рывками, километров 20-30 в час. Сквозь наледи стекол не было видно ровным счетом ничего, поэтому то, что это объездная Владимира стало понятно только тогда, когда нас отцепили на ближайшей заправке.

Мы приняли решение оставить Террано здесь до завтра. Да, впрочем, у нас другого выбора и не было. Погрузившись в Патруль мы потихоньку доехали до дачи в 30 километрах отсюда. Из Галича получилось 11 часов пути.  Из них половина – в морозильной камере.

5 утра, мы на месте. Все дико устали, но все-таки не сдаются. Занимаемся бытовыми делами: готовим покушать, носим воду в баню. Баня… баня? БАНЯ! Все-таки тепло существует. Мы паримся от души, поддавая и заливая печь. Пять дней не видевшие теплой воды, мы как аборигены Соломоновых островов на приему её Величества. Задеревеневшие и заскорузлые кисти рук мы все смогли окончательно отмыть только несколько дней спустя, уже дома. А кое-кто до сих пор щеголяет с чухломским загаром ;-)

После бани – да я не помню что там было, ей богу! Автопилот исполнил аварийную посадку моего тела на мягкий аэродром кровати и я отключился. Сон, правда, был не слишком долгим. Уже в 11 часов почти все проснулись, надо было решать вопросы с машинами, да и многим надо было на работу на следующий день.

В итоге экипаж Гризли вечером отправился на поезде в славный Петербург (их дочку уже довезли туда той же оказией из лагеря, что и вещи – еще одно спасибо, братья!), Сашка с Таней уехали в Москву автобусом. Террано оттащили на сервис, и он по сей день там стоит – все не так безнадежно, и он будет ездить.

Остались я да Ваня, пилот нашего Патруля. Когда он уехал отвозить ребят, меня словно обесточили. Была команда, которой по плечу любая невзгода, которая идет до конца и готова во всем помочь друг другу. И вот все разъехались в одночасье. Жуткое ощущение одиночества и безысходности объяло меня, самая настоящая депрессия. А ведь я считал, что у меня крепкие нервы… Когда приехал Иван, он тоже был в таком же настроении. Через силу мы поговорили, подбодрили друг друга и даже посмеялись над многими происшествиями этой экспедиции. Осталась просто небольшая грустинка.

На следующий день мы вывозили Патруль в сервис на горбу у другой машины.

Я совершенно не ожидал, что экспедиция – это как попасть в другой мир, в мир совершенно других ценностей, мир взаимопомощи и понимания. В нашем урбанистическом мире эти слова с каждым днем теряют смысл, но я рад, что есть люди, превозносящие эти добродетели превыше всего в мире. Так и должно быть. Это столпы мироздания. Мне хочется сказать “Спасибо” всем тем, кто окружал меня все эти дни: нашим экипажам, нашим помощникам, организаторам. И конечно, машинам!

Продолжение следует! (но это пока история, создаваемая нами)

NB! Хочется выразить благодарность компании "Созидание" и лично Архипчуку Валерию за помощь в организации экспедиции!