Путешествие меж двух морей – Грузия / Часть 6

Грузия... началась она стремительно. В Сарпи меня подобрала грузинка, ехавшая домой в Кутаиси. Около получаса мы провели в очереди через границу. Проходится все очень быстро на самом деле. На турецкой стороне на меня даже не взглянули, просто шлепнули штамп. На грузинской — попросили высунуть физиономию чтобы её сфотографировать. 1 минута, штамп — и наша машина едет дальше. Мы остановились на заправке, я поменял немного денег на грузинские лари (1 лари ~ 25 рублей). Грузинка (забыл её имя) кого-то собиралась подбирать по пути, и поскольку машина была вся загружена шмотками и прочим, я вышел в Кобулети. Что ж, начнем знакомство!

Кобулети встречает по-родному, сразу чувствуешь себя как дома. Обшарпанные дома, раздолбанные дороги... оно все сердцу мило:

Как-то по наитию, вышел ровно на ту дорогу, что вела к выезду из города. По пути зашел на тихий и совершенно одинокий пляж, покушал на нем. Еще меня на улице попросили присесть к ним за стол пятеро грузин. Ну интересно им было послушать, что путешественник расскажет. Потрепались. Они, в основном, ругались прекрасной русской нецензурщиной в адрес Саакашвили и Медведева, естественно за политические косяки. Все, на вопрос о Саакашвили, отвечали: "Да я его мама и папа...ал". Вообще, это очень распространенный вариант крайнего возмущения, я потом часто слышал ото многих именно этот "штамп".

На выезде из города я стал стопить и вскоре мне остановился «Опель». Я, уже немного отвыкший от бойкой русской речи, было удивился, но вскоре привык. Водителем оказался замечательный человек Гена, сван по происхождению. Отец — грузин, мать — белоруска. Мы быстро двигались в Кутаиси, 120-130 км/ч. Гена попутно рассказывал о нынешней жизни в Грузии, не простой отнюдь. Но не жаловался. Вообще, здесь и далее, сразу в глаза бросается какая-то общая разруха во всех городах. Нет, это в какой-то степени даже им некоей атмосферности придает, но просто жаль что так везде выходит.

Издревле у Грузии была непростая судьба, были и взлеты, и падения. Всегда Грузии доставалось от соседей, в основном от турок и персиян, притесняющих её с обеих сторон. Ногаи и прочие горские народы временами хищнически опустошали города. Целыми поколениями жил этот народ в состоянии тревоги и постоянных военных стычек, в ожидании нападения врага. Были и великие правители у этой страны, Давид, Тамара... Были и не слишком заботящиеся о процветании. Легче стало дышаться Грузии под протекцией России — но нападения не прекращались, непросто было и России на этом фронте, постоянно отнимающем столько сил!

Скоро мы примчались в Кутаиси. Гена высадил меня на пол-пути к центру города:

И вот такими улочками я пошел к центру:

Дошел до реки Риони. Она делит город пополам. Правобережная часть (на фото это левый берег соответственно) — историческая вроде как.

На площади шло какое-то представление. Сцена, песни и музыка, все как положено. Удивило обилие полиции, их вроде б и не видно присмотреться — тут и там, на машинах, на углах улиц.

Вот мне особенно понравилось! Новый брэнд — Грузия.

А потом вдруг зарядил дождь. Я натянул на рюкзак дождевую накидку, и пошел по городу. Удивительные вещи творит длительное путешествие с организмом. Я уже вовсе на тот момент перестал замечать рюкзак за спиной. Мне не в напряг было иногда сделать небольшую пробежку, даже в лестницу или гору. Только к концу дня вспоминалось, что, вот-то он, на плечах висит.

Немного побродив по улочкам, я взял курс на трассу из города. Ну что здесь делать – ума не приложу. Не столь меня города привлекают, чтобы здесь зависать надолго. С час ходкого шага под легкий дождиком вывел меня на поворот к Тбилиси. Стопить сегодня уже не хотелось, хотелось найти уютный схрон для ночлега. И что самое удивительное — оно нашлось тут же, буквально в километре от трассы. Что за раздольное местечко! Дубрава.

Пока я раскладывал палатку, снова зарядил крепкий дождь. Я под ним помылся, и спрятался в теплый спальник. Сон тут же безраздельно овладел мной.

Уже поутру, еще до восхода я бродил по дубраве. Редко, редко, ой как редко, мне доводится бывать в таким местах, а меж тем это мой любимый лес – дубовый. Над головой — густые кроны, а вокруг только мощные стволы гигантов, такой простор!

Но пора ехать! До трассы всего 10 минут, а шума не слышно ни сколько — плотный лес защищает.

212 километров до Тбилиси. Начинаю голосовать. Минут 30 простоял, несмотря на хороший трафик. Зато я был вознагражден отличным водителем. Он ехал то ли в Ахалцихе, то ли в Ахалкалаки забирать жену с отдыха. Он хорошо говорил по-русски, порой, конечно, задумывался, вспоминая сложные обороты. У него небольшой бизнес, торговля, идет с переменным успехом. Ехали мы не спеша — он пару лет назад попал в аварию и чуть было не распрощался с жизнью, теперь очень опасив. Ну, оно и к лучшему. Опасливость, в смысле.

Дорога очень красива. От Кутаиси она идет вверх, очень не круто забирая по поросшим лесом глубоким ущельям гор. Где-то посреди пути, ровно после тоннеля на перевале, мы остановились покушать в кафе. Я попробовал вкусное хачапури местного изготовления с чаем. Заплатить мне мой спутник не дал, сказал, что все это — как гостю... Спасибо, брат!

В Хашури я покинул машину, и пришлось пройти несколько километров до удачной позиции на окраине населенного пункта.

Тут я начал стопить и опять подзавис. Полчаса, если не больше, я ждал попутного транспорта. Сейчас я понимаю, что малость избаловался изумительным турецким автостопом, и полчаса для меня было — слишком долго. Но всё-таки, справедливость в таких случаях зачастую улыбается, и после долгого ожидания вознаграждает каким-нибудь быстрым и комфортным транспортом. Так было и в этот раз — позади меня остановился «Мерседес CL230», весь наглухо тонированный. Я уже было отчаился и совершенно сомневался в существовании грузинского автостопа. Машина же бибикала несколько раз, но я услышал только тогда, когда из неё вылез водитель и позвал меня. Он дружелюбно предложил усаживаться, уложил мой рюкзак в багажник. Я плюхнулся вперед, и мы резко тронулись.

Ехали быстро, 120-150 км/ч. Я тут же представился водителю, он кивнул. На мой вопрос «Как вас зовут?» ответило молчание. «Ну, не хочет говорить - и не надо», — подумалось мне. Момент молчания, и у меня за спиной раздается крепкий здоровый голос: «Ну здравствуй, путник!». Я в ужасе поворачиваю голову на задний ряд, и в изумлении созерцаю церковного сановника при полагающемся одеянии. Он оказался настоятелем храма в Боржоми, и по каким-то неотложным вопросам спешил в епархию в Тбилиси... Звали его, если память мне не изменяет, что очень, впрочем, может быть, отцом Георгием.

Отец Георгий оказался очень боек на слог, так сказать, «глаголом жёг», но не доставал проповедями. Один раз только каверзно вопросил: «Женщинами-то увлекаешься?». Еще, конечно, немного поговорили о истории и нынешней политике, как российской, так и грузинской. Интересный собеседник, надо сказать. Говорит обстоятельно, степенно, с весом. Так и пролетел весь путь до Тбилиси.

Я вышел у метро. Бог весть, какого — грузинский алфавит мне не дано разуметь. В самом метро черт ногу сломит, да хвост оторвет и рога пообломает. Надо иметь карточку, жетонов больше нет. Меня провел какой-то парень, поняв, что я с Луны прилетел. Со станциями фиг разберешься споначалу. Хорошо, хоть на английском дублируют, а то б беда была. Вокзал находится на ст. Station Square, едем.

Енто, кстати, какие-то магазины внутри вокзала. Вокзал не фотографировал. Вокзал как вокзал, поезда есть. Сдал я там рюкзак в камеру хранения, с думой о том, что неплохо бы найти в этой столице какой-нибудь хостел дешевый, або гостиничку.

Сколь бы ни был привычен рюкзак за спиной, все-таки без оного за спиной становишься намного мобильней, и ходить выходит быстрей, и в общественный транспорт как-то легче влезается.

Сначала я пошел, куда ноги несут. А несут они вперед, не зная поворотов. Так я оказался на автовокзале, куда мне в общем-то не надо было. А надо было в противоположную сторону, но это я узнал позже, купив и посмотрев карту города. По пути попался участок полиции. Красивое стеклянное здание. Вообще, они здесь, в Грузии все такие. Впрочем, после реформы, полиция — единственная нормально работающая в стране структура. По рассказам моих попутчиков, в среднем, рядовой полицейский в Грузии получает около 1000 лари, что составляет неплохую зарплату на уровне общей безработицы в стране. Дорожная полиция не лютует, штрафует по делу. И если уж штрафует, то сильно. Но: за выпивку за рулем — за первые два раза — штраф, только потом - лишение.

Еще одна хорошая штука: городской транспорт ходит строго по расписанию. Т.е. вы подходите к табло (дублируется на английском), смотрите номер нужного автобуса или маршрутки, и веря ее прибытия. Приходит почти тютелька-в-тютельку. Удобно.

Многие улицы имеют табличку на русском:

Река Кура (Мтквари) делит Тбилиси пополам. Мне в этот жаркий день надо было попасть на противоположную сторону, в старый город. +32 показывали градусники в тени... Хорошо, что в Тбилиси понимают, что город должен быть зеленым. Деревья дают тень жарким летом, и вообще хорошо вписываются в городскую среду.

Это я не помню что и где. Просто заглянул из любознательности во двор, а там на тебе – церковь.

А это — церковь Святого Георгия:

Дальше я свернул с центральной, но бесполезной и малоинтересной улицы Руставели во дворики:

Тарас Шевченко:

Центр города меня совсем не вдохновил. Поиски ночлега тоже не увенчались успехом, я сначала решил обрести покой на Тбилисском водохранилище (море, как его здесь называют), но дойдя до вокзала передумал. Забрал рюкзак, пошел на автовокзал и уехал в Мцхету. Может быть усталость, может еще что повлияло, но ни церковь Светицховели, ни Самтавро, ни сама древняя история Мцхеты меня не привлекали и не удивляли в этот вечер. Я лишь хотел спать, и поставил палатку на берегу реки. Перед сном искупался в оной, вода холодна, но сон это не прогнало.

Вдохновило утро, новыми силами и замечательными видами. Я снова проснулся до рассвета.

Пробираясь к трассе, встретилось заброшенное здание:

Как-то совсем незаметно, передо мной встал вопрос: и это все?.. что, теперь домой?! Честно говоря, Грузия меня не впечатлила. Не знаю, что тому виной. Может, я ожидал большего изначально, может просто устал – скорее всего. Не знаю, как путешествуют по многу месяцев — я бы наверное не смог, только если бы с какой-то конкретной целью. После Турции, такой яркой, разнообразной, живой, Грузия смотрится уныло. Конечно, я пролетел Грузию мельком, толком ничего увидев, был в Мегрелии, Сванетии, да много где не был. Да и не хотелось-то очень, признаться, — хотелось к дому родному. Значит – в Россию! На Степанцминду, направо.

Сразу за поворотом меня подкинул до ближайшей деревни священник местного храма на стареньком 412-м «Москвиче». Утреннее солнце начинало припекать, время 8 с небольшим утра. Как же не опробовать в Грузии давно забытый «Боржоми». На самом деле, мне больше понравилась «Лекани», но её не оказалось.

Тут же, в тени, подвернулся и перекус, вишенка:

После трапезы, как это не чудно будет, автостоп зачастую улучшается. Может банально потому, что водители вместо голодной физиономии усталого туриста видят радостное и излучающее флюиды добра лицо путешественника?.. Уж не знаю. Одно точно — буквально через несколько минут голосования остановилась BMW 720.

«Залезай, поехали!» — донеслось из открытой двери. Ребята ехали из Баку в Краснодар. Уж очень заманчиво было бы с ними поехать до конца. Но я еще рассчитывал выйти в Казбеги — погулять по горам.

Ехали мы очень ходко, начались подъемы военно-грузинской дороги. Каждый виток увлекал ввысь, оставляя за собой живописнейшие панорамы. Сочные зеленые луга, витки трассы... Вскоре показались снеговые шапки гор. Я вытащил навигатор — он уверенно показывал набор. 1800-1900-2100... и выше, выше.

Дорога пропорционально высоте портилась. Ой как это заметно на 720-й бэхе. Водитель, Турал, уже очень жалел, что не поехал через Дагестан, но пер вперед не задумываясь.

Позади Крестовый перевал (2379 метров). Он пересекает Главный Кавказский хребет, проходя из долины реки Арагви в долину Терека.

Вот такая любопытная штука попалась на пути:

Сверху стекает минеральная вода из источника, оставляя окисленный на воздухе осадок:

Мы снова прыгнули в машину и погнали дальше. Пролетели Казбеги, я передумал выходить. К дому!