Закарпатье

30 июня 2011 г.

Часть l.

Закарпатье - Благословенна земля.

Transcarpathia - Blessed land.

День 1.

Ужгород – Среднее – Мукачево – ночевка за д.Берегуйфолу

Доехали мы незаметно, по крайней мере, для меня. Хорошая компания, хороший нежаркий вагон (немного мешали расположить велосипеды перегородки на третьих полках, но это мелочи). Поезд шел с небольшим опозданием, поэтому ни в Здолбунове, ни во Львове выйти не удалось.

Ужгород встретил нас ранним, но уже сумеречным утром. 4.30. Мы неспешно распаковались и собирались. Оказалось, у Яна лопнула спица. Новую приладить не удалось, но да ничего, поехали так.

Проехались по центру, покушали на набережной р.Уж, поехали смотреть замок. В прошлый визит, немногим более трех месяцев назад, замок смотреть я не стал. Унылое то было зрелище - зимний спящий Ужгород. Теперь же пред нами город цвел и замок был поистине его сердцем, показавшись нам в ярких оранжевых лучах наступающего утра. Охранник пустил нас за небольшую мзду, и мы неспешно прошлись по периметру, восхищаясь радостной свободе от оков столицы, очередному отпуску, будоражащему свежему воздуху и солнцем, поднявшимся вдалеке за карпатскими взгорьями.

Как оказалось, здесь ценят время и умеют им правильно располагать: вокресенье - выходной, и ни один банк не работает. Лишь на следующий день нам удалось поменять деньги.

Около 10 утра мы неспешно крутили по шоссе в сторону Мукачево. Мне открылась неприятная неисправность в моём велосипеде: на большинстве передач даже при небольшом нажатии на педаль проскакивала цепь, которую я поменял за день до выезда (да, конечно, зря!). Надеясь, что через некоторое время всё приработается, а пока я выработал тактику движения на 4 более-менее рабочих передачах (почти крайние звезды). Забегая вперед скажу, что так пришлось ехать три дня, пока не встретился велосервис и я даже весьма приспособился к манере езды: по прямой – 24-25 км/ч, в горки – 16-17 км/ч.

Между Ужгородом и Мукачево дорога имеет рельеф до пгт Среднее, дальше она выпрямляется и идёт плоскота. В Среднем посмотрели первые на нашем пути развалины замка тамплиеров. О былом могуществе здесь мало что говорило – остались лишь обломки стен, заросщие кустами. Удивило нас другое – с каким звуком взорвалась камера в заднем колесе у Оли. Это было похоже на выстрел, аж сердце ёкнуло от неожиданности. Хорошо хоть с покрышкой все в порядке, камеру быстро поменяли и поехали.

Мукачево встречает туристов своим прекрасным замком, находящимся на невысокой, но крутой горе. Подъем хоть и идет по траверсу вокруг горы, но для велосипедистов всегда представляет отличный кардиотренажер – наверху, если доберешься туда не слезая с седла, пульс будет гарантировано за 140.

Солнечно! С замка открывается отличный вид на окрестности – ощущаешь себя одним из рода Ракоци, исторических владельцев замка, стоящего и осматривающего свои владения. Наверное, около часа ушло на осмотр всех закоулков, после чего мы спустились в Мукачево. Это небольшой уютный городок, а поскольку я уже был здесь недавно, то сразу показал путь к центру. Опять же волею судеб, в центре нам встретился местный велосипедист, который показал путь к местному велосервису – совсем простому, но спицу Яну вставили за 10 минут. Бесплатно. Спасибо вам, хлопцы!

Напитав души осмотром интересностей, и утолив жажду покрутить педали, стало время подумать об обеде, ибо чрево уже у всех взывало к трапезе. Стоп-кран. Обед в кафе.

Героически – именно так, не иначе – мы выкатились после кушаний. Закупились на ночевку, я взял обратный билет на вокзале. Мукачево не сразу нас отпустило, пришлось поплутать немного, - ведь по шоссе до Берегово пилить не очень хотелось. На карте значилась неплохая второстепенная дорога, в итоге мы на неё выехали. Череда грейдеров, бетонок и грунтов вывела нас к череде венгерских деревенек – они оставили мне прекрасное впечатление: это все как один основательные домики с глиняной черепицей, окутанные виноградниками. В каждой деревне большая церковь, бывает две. У дороги часто встречаются памятники с изображением Девы Марии или Христа на распятье.

Мы немного не рассчитали время и километраж, солнце грозилось через час-другой спуститься за горизонт. Стали искать место под лагерь. Не сразу, но нашли мутную речку – выбора уже не оставалось, встали здесь. Речка оказалась просто засеяна бутылками - хоть для купания и стирки сгодилась, но использовать эту воду в качестве питьевой было едва ли возможно; земля всюду истоптана копытными – видно их сюда на водопой пригоняют.

Я съездил в ближайшую деревню, набрал воды в первом же встречном дворе. Пока набирал воду из колодца, узнал у дедушки, что за узкоколейка петляет здесь, в черте поселка, уходя далеко в поле. Оказалось, это ветка (увы, нерабочая! – как много где ещё), соединяющая Берегово и Иршаву! Закрыта ветка уже давно… а как то было допрежде: маленькие уютные вагончики, тихо скользя по стальным нитям закарпатских холмов, везли пассажиров, сменяя полустанки.

Лагерь уже вовсю зажил своей жизнью: готовилась еда, чай; вовсю обжили полянку. Как начало смеркаться, стали доставать комары. Не самое, конечно, удачное место мы выбрали. Но! – но что может огорчить человека имеющего счастье быть теплым летним вечером наедине с природой.

День 2.

Берегово - Виноградов - Хуст.

На природе лучший будильник - солнце. Лишь только оно начинает нагревать воздух, я просыпаюсь. Пока лагерь делал попытки проснуться, я отправился за водой как и вчера вечером, но уже в другой двор. Меня принял добродушный дедуля, хорошо, хоть и с акцентом, говорящий по-русски. Некоторые слова, не зная их русского эквивалента, говорил по-украински (липше, людына, трымай.. и т.п.), - всегда забавно слушать суржик, он прямо-таки щекочет слух.

Пока я мотался за водой и говорил с дедом - а он оказался ну оочень набожным - в нашем лагере уже помаленьку началась жизнь и готовился завтрак. Неспешно покушали, собрались. Я вставил в цепь несколько звеньев - увы, это не помогло, всё так же проскакивает цепь. “Ну да бог с ней, приработается!” - так я думал.

Немногим более часа, мы въехали в Берегово, - как сообщает вики, - это город с наибольшим процентом этнических венгров. Меня этот город приятно удивил - чисто, уютно и аккуратно все. Названия улиц продублированы на венгерском, в центре - дом культуры, с которого вещает радио на венгерском. Много времени мы потратили на то, чтобы обменять рубли на гривны. Большая очередь в операционную кассу еле двигалась. В основном народ платил за что-то, причем по завершении операции каждому выдавалась куча бумажек. Процесс обмена нас удивил: надо иметь украинский номер мобильника. На него отправляется код подтверждения, который надо сообщить оператору и деньги меняются - я такое видел впервые!

Как бы не был красив город, нас поджимал график движения - снова в путь, который до вечера не преподнес ничего интересного, достойного отражения здесь.

Вчера ночевка была не слишком удачной, но всё закономерно - сегодня мы остановились на прекрасном мысе реки Тиса, рядом с городом Хуст. Отличная плоская полянка, живописный мыс, продуваемый несильным, но постоянным ветром, что создает течение Тисы, - а это значит, что комаров не будет. Нечего сказать, отличное место! Воды Тисы оказались весьма прохладными, или мне так показалось, - не знаю, но входил я долго. В итоге нырнув, я оказался слегка унесенным по течению. Ужин был съеден еле успев приготовиться, зато за чаем все неспешно сидели и благолепствовали - наслаждались приятной усталостью, красотой окрестностей в сумерках и болтали. Я не стал ложиться в палатку - а зачем? Тепло, комаров нет, звездное небо раскинулось наверху; это же преступление - закрывать такой вид! Я лег рядом с палаткой, залез в спальник и долго лежал, считая звезды. Ребята тоже улеглись не сразу, они стояли поодаль от меня и искали созвездия. Каково было небо в эту ночь! Бесконечным простором оно увлекало в себя: Вега и Кассиопея, Медведицы и Андромеда, Цефей и такая небольшая, но важная для мореплавателей полярная звезда светили завораживающе. Я уснул не скоро и пару раз просыпался, когда ветер слегка щекотал своим легким дуновением моё лицо. Благословенная земля!

День 3.

Хуст - Тячев - Великий Бычков - ночевка у Косовской поляны

Проснулся я далеко до рассвета, в 3.45. Взял Олину Sigma и пошёл на близлежащую гору ловить рассвет. Подножие горы, как водится, застроено и чтобы найти тропу, надо обходить гору по периметру. Подъём очень крутой, иногда приходится использовать все конечности чтобы лезть вверх. Через полчаса добираюсь до верхушки. Полонин - безлесных участков на склонах горы - здесь нет. Часа полтора я проторчал на верхушке, ожидая хороших моментов и, кажется, кое-что ухватил.

Спускался я уже по тропе, но ничуть не более пологой, оттого пролетел на заднице с десяток метров, держа штатив с фотоаппаратом над головой. Тропа, пеляя по лесу, вывела на красивую полянку у подножия. Солнце уже с час как взошло, но высокая трава на этой полянке была ещё мокра от ночной росы. Как приятно идти сквозь, ощущая прохладу рос, вымочивших обувь и портки, и тепло солнца, вздымающегося над Карпатами!

Я пришел в лагерь почти как раз ко времени подъема, к 6.30. Все ещё мирно сопели в палатке. Спать, без сомнения, приятно и полезно, и надо восстанавливать силы после долгих дневных перегонов, но я, поспав сегодня не более 3 часов, не чувствую никакой усталости - кажется, организм начал переходить в “походный” режим, когда несколько часов безмятежного сна на природе заменяют, наверное, 12-часовой беспокойный сон в городе.

Завтрак потихоньку готовился, когда народ начал просыпаться. Первым, конечно, вылез руководитель. Мы покушали, потихоньку собрались и покинули наше уютное место ночлега. Впереди - Хуст. Точнее - вот он, ведь ночевали мы на самой его окраине. Город нас удивил разбитым асфальтом - как будто вчера здесь бомбили. Но не асфальт единый здесь сильно истрепан. Поднявшись в замок, что стоит на высокой крутой горе в черте города, мы увидели лишь остатки некогда могучей крепости. Хотя смотрятся эти остатки, надо сказать, атмосферно. И есть где полазить.

1191 – год постройки замка. Он стоял века, может быть бы и дожил до наших времен, если бы не злая воля случая: в 1766 в пороховую башню попала молния, разрушив большую часть замка.

Гора, на которой расположился замок, как я уже говорил, ну очень крутая. Будь бы я военнокомандующим того времени, ни за что не пошел бы на такую приступом - с оружием в руках цепляться здесь разве что зубами за землю, не иначе. Пока дивились на сей замок и виды, нам открывающиеся с него, солнце начало жарить. Причем очень серьезно. Мы не стали заезжать в Хуст, сразу отправившись в долину нарциссов, что находится близ города. Сразу за поворотом к долине нам встретились двое велотуристов, я тормознулся. Питерцы! Едут из Ивано-Франковска в Ужгород. С десяток минут мы потрепались, сообщили друг другу полезную информацию по маршруту. Они обнадежили: впереди будет веломагазин! И может быть тогда я смогу сменить свою истрепанную кассету.

На въезде к “долине нарциссов” стоит КПП - собирают мзду за проезд. С нас взяли по 8 гривень (с человека) вместо положенных 10. Любопытно, что нарциссы здесь появились в время последнего ледникового периода, когда с гор сошел большущий шматок земли с этими цветами. Шло время, растения акклиматизировались и предстают сейчас пред нами... если бы! Но нарциссов, черт подери, не осталось - отцвели. То есть почти не осталось - мы обнаружили, и то не сразу, небольшую полянку с уже пожухлыми цветочками. Эх, если б парой недель раньше быть здесь! Все окрестные поля с нарциссами отцвели и покрылись густым одеялом прочей растительности, не столь любой глазу. Меня возмутило, что ещё и гроши берут за проезд сюда в не сезон (хотя на выезде мы встретили полный автобус туристов, только подъезжающий - улыбнуло).

Полдень. Солнце жарит – мы как свечи плавимся. За КПП остановились у магазина, купили воды и кваса, тут же квас уговорили.

Дальше дорога – длинная и почти без рельефа, но ехать не скучно. А не скучно потому, что ехали мы в быстром темпе, около 24-25 км\ч. Передач-то всего несколько. Но – мое счастье сегодня со мной – на дороге обнаружилась веломастерская. Мастера пришлось поискать, но зато целостность трансмиссии и моих нервов была восстановлена. Правда, поставили 8-ми скоростную кассету вместо 9-ти, поэтому ещё сменили цепь. Ура! Все переключается. Иногда, правда проскакивает, но в дальнейшем все отлично приработалось. Мы снова едем!

Долго ли, коротко ли, - подъехали к Тячеву. Уже с час над нами сгушались тучи, - в прямом смысле, - на небесах творилась жуть, и она, по всей видимости, желала низвергнуться водными потоками на землю. Смотрится все это непередаваемо – природа бушует! Слева и справа от нас – отроги гор; дорога, по которой мы едем, проходит по широкой долине, спускаясь в Марамарошскую котловину, в коей уютно расположился Тячев. Дует сильный ветер, в городе нас застает настоящая песчаная буря – песок и пыль витает в воздухе, забивает глаза. Начинается дождик, мы укрылись от него в неплохой кафешке. Как говорится: «война – войной, а обед – по расписанию!».

Тем временем дождь, поняв, что нас не достать, перестал и сдулся дальше в сторону Солотвино – туда нам и предстояла дорога дальше.

Откушав – поехали мы дальше, уже неспешно. За Тячевом начинается то, о чем нас предупреждали двое велосипедистов в долине нарциссов – это жуткая населенка и украинско-румынская граница по правую сторону дороги. Натурально негде встать на ночлег. Беда. Уж сколько я матерился, поминая чем только можно эту длинную, казалось даже бесконечную череду деревень-поселков-пгт. Жуть.

Так мы и ехали до Великого Бычкова, словно неотпетые души покойников – ни вправо, ни влево, только вперед путь есть. Местами граница государств проходит буквально вдоль линии дороги. Стоят кодонные столбы, раскрашенные в сине-желтую зебру. От дороги 10 метров – река Тиса, за ней – Румыния.

Великий (ни разу он не «великий», по-русски - Большой) Бычков – это въезд в Карпаты. Здесь заканчивается халява Закарпатья с его небольшими холмиками и начинаются взгорья. Благо сегодня штурмовать мы уже ничего не собирались – мотивация наша закончилась километров 30 назад и силы покидали. Тем более припозднились мы - время уже за 10, солнце стремительно заходит. Из В.Бычкова наш отряд свернул на дорогу в Косовскую поляну. Но приключенния не закончились! И тут сплошь населенка – прям деваться некуда. Первый попавшийся мотель содержал в себе только люксы по 100 гривень, - излишняя роскошь для туриста.

Но нет худа без добра: завернув по небольшой тупиковой дорожке на какую-то базу отдыха мы встретили у въезда её владельца. Дипмиссия в моем лице получила добро на размещение нашего лагеря на территории этой самой базы. Нам выделили место у добротной деревянной беседки, рядом с баней, – причем баню нам тоже предоставили в безвозмездное пользование (душ – помыться, постираться и пр.). Владелец базы – увы, не помню его имени, - венгр, оказался поистине гостеприимным человеком. Я имел небольшой разговор с ним. Он раньше был инструктором по туризму, довольно длительное время; теперь же – уже как 9 лет живет здесь, на своей базе отдыха-ферме. Да-да, ещё здесь и ферма – я застал разделку барана, когда венгр показывал мне территорию. Он пригласил нас поужинать у него в кафе, идея нами была одобрена единогласно – мы устали сегодня, намотав почти сотню километров и испепелясь не единожды на полуденном солнышке. Нам посоветовали венгерское блюдо и квасу в довесок. Местным блюдом оказалось что-то вроде картофельной вафли (!) под брынзой – я не смог различить остальные составляющие, - то ли голоден был дико, то ли не разобрал просто. Но очень, очень вкусно и сытно. Квас тоже вкусный. А после сон – как у мертвеца.

Продолжение
Great! You've successfully subscribed.
Great! Next, complete checkout for full access.
Welcome back! You've successfully signed in.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.